Нервная система для детей

Содержание
  1. Нервная система у детей. Как работает она – Люби себя
  2. Нервная система у детей. Интеллект, обучение и память 
  3. Движение
  4. Основные функции тела 
  5. Чувства 
  6. Развитие центральной нервной системы ребенка
  7. Развитие нервной системы и мозга
  8. Психика ребенка
  9. График развития ребенка
  10. Этапы нервно-психического развития
  11. 4 возраста «кризиса» для детей
  12. На что следует обратить внимание родителям
  13. Группы риска
  14. Стресс и ЦНС: откуда берутся
  15. Говорить сложно, написать можно
  16. “И что с того, что вертимся и что чуть-чуть шумим? ”
  17. Что ” бьет ” по нервной системе
  18. Чем опасно поверхностное излечение
  19. Что же нужно непоседе?
  20. У стресса возраста нет
  21. Школа и нервы
  22. Играть, рисовать, разговаривать
  23. И снова о детском садике
  24. Физкультура и… искренность
  25. Человек разумный
  26. Начало 
  27. Что такое безусловные рефлексы? 
  28. Первые умения 
  29. Первая улыбка 
  30. Особенности нервной системы новорожденного 

Нервная система у детей. Как работает она – Люби себя

Нервная система для детей

Основное функционирование нервной системы во многом зависит от крошечных клеток, называемых нейронами. У мозга есть миллиарды из них, и у них много специализированных рабочих мест.

Например, сенсорные нейроны берут информацию из глаз, ушей, носа, языка и кожи в мозг. Моторные нейроны несут сообщения от мозга и обратно к остальной части тела.

Однако все нейроны передают информацию друг другу через сложный электрохимический процесс, делая связи, которые влияют на то, как мы думаем, учимся, двигаемся и ведем себя.

Нервная система у детей. Интеллект, обучение и память 

При рождении нервная система содержит все нейроны, которые вы когда-либо имели, но многие из них не связаны друг с другом. По мере того, как вы растете и учитесь, сообщения перемещаются из одного нейрона в другой снова и снова, создавая связи или пути в мозге.

У маленьких детей мозг хорошо адаптируется; на самом деле, когда одна часть мозга маленького ребенка повреждена, другая часть часто может научиться брать на себя часть утраченной функции.

Но по мере того, как мы стареем, мозг должен усердно работать над созданием новых нейронных путей, затрудняя освоение новых задач или изменение установленных моделей поведения.

[attention type=yellow]

Вот почему многие ученые полагают, что важно постоянно оспаривать свой мозг, чтобы изучать новые вещи и создавать новые связи — это помогает держать мозг активным в течение всей жизни.

[/attention]

Память — еще одна сложная функция мозга. То, что мы сделали, узнали и увидели, сначала обрабатывается в коре. Затем, если мы почувствуем, что эта информация достаточно важна для постоянного запоминания, она передается внутрь в другие области мозга (например, гиппокамп и миндалин) для длительного хранения и поиска.

Движение

Различные части головного мозга ответственны за перемещение различных частей тела. Левая часть мозга контролирует движения правой части тела, а правая сторона мозга контролирует движения левой части тела. Например, когда вы нажимаете акселератор правой ногой, левая часть вашего мозга посылает сообщение, позволяющее вам это делать.

Основные функции тела 

Часть периферической нервной системы, называемая вегетативной нервной системой, ответственна за контроль над многими процессами тела, о которых мы почти никогда не думаем, например, о дыхании, пищеварении, потоотделение и дрожь.

Вегетативная нервная система состоит из двух частей: симпатической и парасимпатической нервной системы:

Симпатическая нервная система подготавливает организм к внезапному стрессу, например, если вы видите разбой. Когда происходит что-то страшное, симпатическая нервная система заставляет сердце биться быстрее, так что он быстрее посылает кровь другим частям тела, которые могут понадобиться.

Это также приводит к тому, что надпочечники в верхней части почек выделяют адреналин, гормон, который помогает придать дополнительную энергию мышцам для быстрого отдыха. Этот процесс известен как ответ «бой или полет» тела.

Парасимпатическая нервная система делает полную противоположность: она готовит тело к отдыху. Это также помогает движению пищеварительного тракта, так что наши тела могут эффективно принимать питательные вещества из пищи, которую мы едим.

Чувства 

Пицца Pepperoni — это вкусно — но без мозга ваши вкусовые рецепторы не смогут сказать, ели ли вы пиццу или коробку, в которую она попала. Ни одно из ваших чувств не было бы полезно без обработки, которая происходит в мозге.

  • Достопримечательность. Взгляд, вероятно, говорит нам больше о мире, чем о любом другом. Свет, попадающий в глаз, образует перевернутое изображение сетчатки. Сетчатка преобразует свет в нервные сигналы для мозга. Затем мозг поворачивает изображение вправо и говорит нам, что мы видим.
  • Слух. Каждый звук, который мы слышим, является результатом звуковых волн, входящих в наши уши и вызывающих вибрацию барабанной перепонки. Затем эти вибрации переносятся вдоль крошечных костей среднего уха и преобразуются в нервные сигналы. Затем кора обрабатывает эти сигналы, сообщая нам, что мы слышим.
  • Вкус. Язык содержит небольшие группы сенсорных клеток, называемые вкусовыми почками, которые реагируют на химические вещества в продуктах питания. Вкусные бутоны реагируют на сладкие, кислые, соленые и горькие. Сообщения отправляются из вкусовых рецепторов в области коры головного мозга, ответственные за обработку вкуса.
  • Запах. Ольфакторные клетки в слизистых оболочках, выстилающих каждую ноздрю, реагируют на химические вещества, в которые мы дышим, и посылаем сообщения по определенным нервам в мозг, которые, по мнению экспертов, могут различать более 10 000 различных запахов. С такой чувствительностью неудивительно, что исследования показывают, что запахи очень тесно связаны с нашими воспоминаниями.
  • Прикосание. Кожа содержит более 4 миллионов сенсорных рецепторов, в основном концентрированных в пальцах, языке и губах, которые собирают информацию, касающуюся касания, давления, температуры и боли, и отправляют их в мозг для обработки и реакции.

Источник: http://kidshealth.org/en/parents/brain-nervous-system.html?WT.ac=ctg#catbody-basics

Источник: https://liubi-sebia.ru/nervnaya-sistema-u-detej/

Развитие центральной нервной системы ребенка

Нервная система для детей

С одной стороны, новорожденный очень беззащитен, а с другой – природа наделила его всеми необходимыми функциями для выживания и развития. Ребенок с рождения обладает множеством безусловных рефлексов, которые помогают ему ориентироваться в том, как начать кушать, как переворачиваться, поворачивать голову, чтобы не задохнуться.

Все это происходит благодаря тому, что нервно-психическое развитие детей начинается еще во время беременности. После рождения этот процесс продолжается, а функции нервной системы усложняются.

Что-то новое малыш познает в первый же месяц жизни. После этого происходит совершенствование нервной системы и головного мозга. Этот процесс длится долгие годы.

Очень важно для родителей отслеживать этапы развития малыша, становление его рефлексов, движений, психики, эмоций.

Развитие нервной системы и мозга

Формирование головного мозга у ребенка в утробе матери начинается довольно поздно. Все основные органы уже сформированы, а мозг только начинает развиваться.

Сначала кора, затем мозговое вещество… Только в третьем триместре беременности мозг обретает так называемые извилины, борозды. Но он все еще не развит окончательно. Малыш уже родился, а этот процесс продолжается.

Мозг будет полностью сформирован только к 6-7 годам.

Нервная система развивается раньше. К моменту рождения основная часть ЦНС должна быть подготовлена и функционировать. Без этого малыш не выживет, или же его жизнь будет ограничена по возможностям.

Очень важно помнить об этом беременным женщинам. Принимая антибиотики, сильные лекарственные препараты или алкоголь, беременная женщина вредит в первую очередь нервной системе будущего ребенка.

Это одна из самых важных систем, и она очень уязвима.

Скорость роста нервных клеток, аксонов и нейронов ускоряется к 3 месяцам. После этого первые безусловные рефлексы должны пропасть, а нервная деятельность ребенка усложнится. У него появляются новые, условные рефлексы. Все это должен контролировать ваш педиатр, ведь на этом этапе (2-3 месяца) будут заметны первые отклонения в развитии нервной системы и психической деятельности малыша.

Психика ребенка

С первых дней жизни она устроена просто. Если ребенок доволен, если ему комфортно, то он целиком расслаблен. Если же появляется раздражитель, то, по мнению малыша, наступает «черная полоса».

Взрослый человек дифференцирует свои реакции: например, у вас болит живот – вы знаете, что это временное состояние, которое лечится, вам поможет таблетка или просто теплый чай. Обычная боль в животе не сделает вас полностью несчастным.

Для малыша это, к сожалению, не так – он воспринимает все полностью серьезно. Его психика реагирует глобально, участвуют все доли мозга.

[attention type=red]

Психика быстро развивается: уже к 3 месяцу он узнает родных, реагирует улыбкой на материнское лицо. Диапазон его эмоций сильно меняется. К 1 году он может довольно ярко реагировать на разные события.

[/attention]

К 3 годам его реакции вполне осознанные, появляется логика действий.

В возрасте 5 лет заканчивается первичная миелинизация нервных волокон — для ребенка становятся понятными многие правила, условности, способы решения проблем на его уровне.

Постепенное развитие психики подготавливает ребенка к тому, чтобы стать самостоятельным, взрослым, самому заботиться о себе. Психика и нервная система связаны, существуют в едином механизме. Здесь:

  • речь;
  • мышление и логика;
  • восприятие и эмоции;
  • моторика;
  • движения;
  • коммуникации.

С каждым годом развитие психических возможностей усложняется. Именно поэтому возраст 6-7 лет оптимален для того, чтобы отдать малыша в школу. Психически он готов быть сам хотя бы полдня, следовать правилам и нормам, концентрироваться на задачах и общаться с другими людьми.

График развития ребенка

Очень важно следить за тем, чтобы развитие шло поэтапно. Конечно, мы все разные. Эти различия закладываются в детстве: все зависит от нашей семьи, отношений, количества родственников, качества жизни, предрасположенностей и наследственности.

Существует общепринятый график развития детей – как нервно-психического, так и физического. Основываясь на нем, врачи делают вывод, насколько верно идет процесс совершенствования, роста, развития.

Есть некоторые допущения — 1-3 месяца обычно не имеют значения.

Когда разница между реальными показателями и графиком большая, ставится диагноз «задержка в развитии». Задержка — это отставание, которое можно нагнать. Не обязательно тут пугаться и вешать на малыша ярлык неспособности к чему-то. Часто в 2-3 года ситуация поправима. Конечно, бывают проблемы серьезнее, на уровне структурных повреждений мозга или ЦНС – это уже дело врачей.

Существует правило: чем младше ребенок, тем быстрее проходит развитие его нервно-психической деятельности. Все потому, что организму нужно быстрее подготовиться к самостоятельной жизни. Чем ребенок старше, тем медленнее идут эти процессы. Так, в 4-5 лет начинать учить иностранный язык проще, чем в 35. Многие взрослые это знают по себе.

Этапы нервно-психического развития

Здесь можно выделить 5 периодов от рождения и до 16 лет. После этого психика становится сродни взрослой. Конечно, в 16 лет все еще необходимо указывать молодому человеку путь, но теперь он уже может делать осознанный выбор. Считается, что теперь его психика будет развиваться медленнее, но эти изменения более качественные, чем до этого.

Все то, что будет после, это результат совместной работы родителей, преподавателей, друзей и окружения человека. Так формируется наша психика. Какой она будет у вашего ребенка, зависит от вас, и не только в плане наследственности.

Все, что маленькие дети видят и слышат, откладывается в их мозгу, который в этот момент активно растет, функционируя, как большая губка. Знание этапов формирования нервно-психических реакций поможет родителям вовремя обратить внимание на важные проблемы в жизни их детей.

Этапы можно разделить следующим образом:

  • Младенчество (0-12 месяцев)

Сейчас формируются связи с близкими людьми. Своих родных ребенок встречает улыбкой, а новичков в доме побаивается. В этот период физическое развитие выходит на первый план: ребенок растет, учится кушать твердую пищу.

Его психика пока настроена на эмоции: радость и печаль. Первые эмоциональные реакции позитивные — малыш улыбается, смеется. Сейчас происходит его первый контакт с миром: он видит, слышит, трогает предметы, пробует на вкус.

Его база знаний пополняется каждый день – это заставляет мозг усердно работать над новой информацией.

[attention type=green]

Время развития многих ситуативных навыков. Для ребенка некоторые действия становятся привычными: открыть и закрыть коробки, играть со своими игрушками, пользоваться ложкой, зубной щеткой. Сейчас мозг достаточно развит, чтобы начать стимулировать речь. Она служит связью между внутренним миром и внешним. Чем она богаче и эмоциональнее, тем лучше развита психика.

[/attention]

К 1 году или чуть позднее мелкая моторика уже должна присутствовать в играх и движениях ребенка. Это очень важно и означает, что нервные окончания правильно сформировались.

Например, дети спокойно могут использовать только 2 пальца, чтобы брать мелкий предмет, доставать его, а раньше необходимы были все 5. Усложняется коммуникация с другими детьми и взрослыми, ведь для малыша теперь важно общение.

Это говорит о том, что его мозг уже может строить дружеские привязанности.

  • Дошкольный возраст (3-7 лет)

Время для активного развития логического мышления. Ребенок может придумывать игры, развлечения, истории. Он делится этими идеями с родителями. Ваша задача – участвовать в развитии его воображения.

В период 5-7 лет малыши уже могут действовать по ситуации, есть накопленный опыт и знания, которые позволяют ему делать выбор. В этом возрасте формируются этические нормы и понятия «хорошо» и «плохо», а значит, психическая деятельность стала более сложной.

Теперь у маленького человека даже бывает внутренняя борьба между тем, чего хочется, и тем, что необходимо сделать.

Это сложный период для многих, но очень важный. В коллективе учеников даются оценки. Дети учатся оценивать свою роль в обществе: насколько они успешны в учебе, как много у них друзей, могут ли они быть общими любимчиками или же наоборот.

Сейчас они учатся параллельно: получают новые знания о мире и об отношениях разного рода. Дружба, первая детская влюбленность, симпатии, обиды.

Роль общения встает на первый план: необходимо делиться своими мыслями, переживаниями с тем, кто понимает его — с такими же детьми.

Игры и развлечения становятся все более разнообразными. Девочкам уже в 11-12 лет важно, как они выглядят, какую одежду носят.

[attention type=yellow]

Мальчики в этом плане проще смотрят на мир, хотя у них другие ценности: игры, техника, сила, скорость. Они уже полностью адаптировались к школьной жизни – она стала привычной и понятной.

[/attention]

Очень скоро придется делать выбор: куда дальше? Обычно в 12-15 лет ребенок уже представляет себе, кем бы хотел стать в будущем.

  • Пубертатный период (12-16)

Сейчас начинается взрослая жизнь. Подросток уже чувствует себя полностью готовым к тому, чтобы покорить мир. В пубертатный период психика не очень устойчивая — все дело в том, что активизировались гормоны.

За один год можно сменить несколько образов, полностью разочароваться в компании и найти новую. К 17-18 годам этот период закончится. А пока все важно — эмоции, как у взрослых. Меняется взгляд на жизнь, на себя, свое тело, свою роль.

Родители должны быть терпеливы к подростку. Вспомните себя в 16 лет – какими вы были?

4 возраста «кризиса» для детей

Весь этап от младенчества до пубертатного периода проходит для ребенка через несколько кризисных возрастов. Родителям необходимо соблюдать график посещения педиатра, терапевта и невролога. На разных этапах развития мозга и нервной системы могут происходить сбои.

Даже если до 3 лет развитие шло по графику, то никто не застрахован от того, что в 4-5 лет могут начаться проблемы. Например, в период адаптации к детскому саду, а после — к школе.

В этот момент может пострадать его мироощущение, а значит, закладываются проблемы в психическом плане.

В кризисные периоды наш мозг действует не так, как обычно. Многие родители утверждают, что просто перестали узнавать своего ребенка. В эти периоды нужно проявить максимум терпения, ведь нелегко вам обоим. Идет перестройка психики, а это всегда сопровождается необычным, нестандартным поведением. Всего выделяют 4 кризисных возраста:

Это все еще малыш, но уже самостоятельный. Может ходить, брать игрушки, сам играть. Вырывает ложку — хочет показать, что может и кушать сам. В это время дети хотят отделиться от матери. Они еще не могут говорить, так что любое непонимание инициативы ребенка делает его агрессивным, нервным.

Первый бунт против родителей. Малыш уже может проявлять черты своего характера: строптивость, несогласие, отрицание распорядка.

Не стоит ругать его – лучше направить энергию в позитивное русло: развивающие игры, кружки, детский сад. В этот же период дети очень активные, им необходимо бегать, играть в подвижные игры.

Если они этого лишены, то потом плохо кушают, засыпают через плач и скандалы.

Ребенок учится быть в новой среде. У него появляется общественное «я» — его новое лицо. Какой он в школе? Веселый, позитивный и активный или же наоборот – угрюмый. Дети сильно меняют поведение – иногда оно кажется неестественным или подражанием кому-то.

Персонажи игр и фильмов становятся авторитетами. Очень явно это проявляется у мальчиков, а для девочек проходит чаще мирно. У девочек возрастает интерес к внешности и отношениям.

Даже в столь юном возрасте она уже может мечтать про принцев, любовь и свадебные платья.

[attention type=red]

Тут главное помнить, что ребенок — полноценная личность. Он становится неуправляемым, и родители и учителя больше не авторитеты для него.

[/attention]

Просыпается его натура, но сейчас все чувства обострены из-за гормональных изменений. К сожалению, этот кризис может затягиваться, а это значит, что никто не скажет вам, когда же это кончится.

Сильные переживания могут привести к нервному срыву. В пубертатном периоде это очень опасно.

На что следует обратить внимание родителям

Кризисы, учеба, друзья — это признаки нормального развития психики. Она становится все сложнее, иногда даже быстрее, чем нужно. Тогда ребенок сам себя не понимает. К сожалению, не всегда все идет гладко. Стоит знать о группах риска для детей любого возраста.

Группы риска

К ним можно отнести две группы: врожденные риски и риски среды.

Врожденные риски:

  • сильный токсикоз во время беременности;
  • употребление алкоголя и наркотиков матерью во время беременности;
  • перенесенные инфекции, в том числе нейровирусы в раннем возрасте;
  • травмы при родах, асфиксия;
  • сильные токсичные отравления детей до 1 года;
  • генетика.

Риски среды:

  • неблагополучная семья;
  • многодетные семьи, где детям уделяется мало внимания;
  • психические травмы (насилие, жестокое обращение);
  • социальная ограниченность (не ходит в школу, не гуляет с детьми).

У большинства таких детей наблюдается отставание в нервно-психическом развитии, а у некоторых — тяжелые отклонения. Для такого ребенка нет возможности пойти в школу с остальными – ему необходимо надомное образование или класс коррекции. Многое зависит от того, как и когда его начали лечить. Чем раньше это удалось сделать, тем лучше.

Родителям нужно помнить, что их ребенок – отдельная личность. Он не может стать копией вас или ваших родителей — его жизнь только начинается, и это его собственная жизнь. Важно следить, чтобы развитие малыша проходило в комфортных и безопасных условиях.

Тогда учиться новому, узнавать, радоваться он сможет без вреда для своей психики. Задача родителей — помогать, любить и оберегать детей от всех опасностей. Сейчас вы закладываете фундамент, с которого начнется строительство их жизни, формирование собственного «я», отношения к себе.

От этого фундамента зависит вся дальнейшая жизнь вашего ребенка.

Источник: https://rebenkoved.ru/psihologiya/razvitie-tsentralnoj-nervnoj-sistemy-rebenka.html

Стресс и ЦНС: откуда берутся

Нервная система для детей

AptekaMos.ru

Что общего у стресса, невнимательности и плохой памяти? В школе и особенно в детском саду и то и другое списывают на невоспитанность и неусидчивость ребенка. Быть может, маленькому непоседе нужны не замечания и выговоры, а обследование и лечение? 

Увлекшись техническим прогрессом, человек отбирает у самого себя ценнейший дар – способность говорить. Маленькие дети все чаще и чаще произносят свое первое слово в два года. Некоторые молчат и до трех лет. Порой малыша отдают в ясли с одной-единственной целью – чтобы он, наконец, начал разговаривать.

Говорить сложно, написать можно

Студентам на лекциях тоже непросто: когда нет презентаций и слайдов, когда схемы не изображены на доске, большая часть информации попросту проходит мимо. Ведь читать проще, чем слушать.

Почему с каждым годом все больше и больше детей-аутистов? “По одной из научных теорий, причина в том, что мы теряем вербальную речь.

Нам проще писать, чем говорить”, – объясняет доктор медицинских наук, профессор кафедры детских болезней Первого МГМУ имени Сеченова Лусине Хачатрян. Отправить СМС проще, чем позвонить по телефону. Написать по электронной почте или в соцсети – еще проще, чем отправить СМС.

А грудничок, который еще не видел погремушки, уже прекрасно знает, что такое планшет. Свое первое слово он скажет в два года и даже позже.

Каждый 73-й ребенок в Москве страдает аутизмом – и вполне вероятно, что эти цифры занижены. Мало кто захочет ставить своего малыша на учет с таким диагнозом. Один из признаков детского аутизма – как раз молчание.

В первые годы жизни исключительно важно… все. Если ребенок в младенчестве не ползал или ползал мало, во взрослом возрасте у него будут проблемы с общением. У детей, которые не ползают,  не вырабатываются важные связи между левым и правым полушарием мозга. Вот такие вот ” мелочи ” .

“И что с того, что вертимся и что чуть-чуть шумим? ”

Песня из старого детского фильма о Петрове и Васечкине сегодня актуальна как никогда. 35% школьников в наши дни не могут учиться.

Не потому, что у них проблемы с умственным развитием, вовсе нет. Смышленые и любознательные ребята просто-напросто не могут усидеть на уроке. Не позволяют нервы.

” Какой невоспитанный ребенок! ” – говорят учителя в начальной школе и воспитатели в детском саду.

А ребенок вовсе не невоспитанный, он просто нездоров. У многих детей еще в младенчестве поражена центральная нервная система. Причин поражения ЦНС множество, и самая очевидная из них – здоровье мам. Хронические болезни, инфекции, стрессы.

Что ” бьет ” по нервной системе

Когда женщина во время беременности переносит инфекцию или получает травму,  страдает и малыш, пусть он еще и не родился. Но, по данным исследования 2013 года, инфекции и травмы – только второй и третий среди факторов, “бьющих” по детским нервам. На первом месте – внутриутробная гипоксия. Из-за острой нехватки кислорода начинаются поражения мозга.

Есть и другие причины – например, фетоплацентарная недостаточность, при которой ребенок не получает необходимые питательные вещества. Авитаминоз неполезен и для взрослого. Для не родившегося еще малыша он не просто неполезен, а очень опасен.

Фетоплацентарная недостаточность может быть вызвана сахарным диабетом, анемией, атеросклерозом, гипертонией, другими заболеваниями сердца и сосудов, болезнями легких, печени, почек, щитовидной железы и… прочих внутренних органов. Да и попросту инфекцией, которую ” поймала ” будущая мама.

[attention type=green]

При фетоплацентарной недостаточности возникают грозные осложнения – гипоксия (о ней уже было сказано выше), задержка внутриутробного развития…

[/attention]

Бывает и так, что нейроны разрушаются сами. Белки, запускающие этот процесс, ученым известны.

Родовые травмы, хорошо знакомые не одному поколению родителей, современная медицина еще не преодолела. Следующая причина поражений детской нервной системы описана в гуляющей по Интернету инструкции для молодых мам и пап: ” Когда вы уроните своего ребенка. Нет, не если, а именно когда ” .

Дети падают с пеленальных столиков, колясок, из рук взрослых и даже с кровати. Распознать сотрясение мозга у грудничка очень сложно. Его признаки похожи на проявления многих других болезней: ребенок чаще плачет, хуже спит, бледнеет, теряет аппетит, срыгивает при кормлении, без видимых причин встревожен и капризен.

Довольно часто после сотрясения бывает рвота.

А у детей, родившихся значительно раньше срока, нервная система развивается не всегда правильно.

Чем опасно поверхностное излечение

К непоседливому ребенку взрослые часто относятся со всей строгостью. Вместо лечения малыш терпит “воспитание”.

Не вертись, не бегай, не болтай, двойки за поведение, замечания в дневник, ” приглашения ” родителей в школу… Но исправить ситуацию не получается.

[attention type=yellow]

И тогда в ход идут успокоительные – от валерьянки и пустырника до тяжелых препаратов, которые назначают взрослым пациентам (иногда не с неврологическими, а с психиатрическими диагнозами).

[/attention]

Убрать симптомы, не излечив причину, значит загнать заболевание внутрь. Устранение внешних проявлений может привести к новой болезни и даже смерти больного.
” Симптоматически вылеченный ” диатез становится астмой. У маленького пациента меняется настроение и характер. Не зря говорят, что астматика и язвенника можно сразу узнать в толпе. О диагнозе скажут эмоции.

От женщины уходит муж, и она начинает пить антидепрессанты. В скором времени у нее появляется опухоль груди. Психосоматические болезни (то есть вызванные душевными потрясениями) поверхностное излечение превращает в соматические. С более серьезными поражениями внутренних органов, которые одной психотерапией не всегда исправишь.

” Сорвав с дерева плохие плоды, мы же не считаем, что дерево выздоровело ” , – замечает Лусине Хачатрян. Но к себе и нашим детям почему-то относимся по-другому.

Что же нужно непоседе?

Не спешите искать успокоительные в домашней аптечке.

Ребенку, который нервничает, быстро устает, не может усидеть на уроках и просто сосредоточиться, задирает более слабых или не может дать сдачи хулиганам, необходимо:

●посетить логопеда, психолога и офтальмолога. Иногда будут полезны и консультации других врачей. На нервы действуют самые разные заболевания – например, болезни желудочно-кишечного тракта;

●пройти медицинское обследование – МРТ (магнитно-резонансную томографию) головного мозга, электроэнцефалографию, транскраниальную допплерографию сосудов головного мозга. Томограф (аппарат, который проводит МРТ) бывает закрытого и открытого типа.

Находиться внутри закрытого томографа многие взрослые и дети не в состоянии – при ряде сердечно-сосудистых заболеваний, после инсультов, при астме, при проблемах с нервной системой и др.

  В таком случае лучше пройти томографию на  оборудовании открытого типа;

●выполнить тесты эмоционально-психологического состояния (цветовой тест Люшера и шкала тревожности CMAS);

●сдать анализы крови – общий и биохимический.

Только врач может решить, нужны ли ребенку валерьянка, пустырник и Гомеострес.     

Почему болезни называются психосоматическими? Потому что душевное потрясение вредно не только для психики, но и для всего организма. У каждого человека есть свой самый слабый орган – именно по нему и ударит стресс. И неважно, что человек еще маленький, а стресс, с точки зрения взрослых, небольшой.

Нервное перенапряжение может чувствовать даже младенец, а советы доктора Спока не подходить к плачущему малышу медицина уже давно опровергла.

Детям плакать вредно! Из-за долгого плача у грудничков начинается грыжа – и заодно страдает все та же нервная система. А “воспитать” грудничка все равно не получится: еще не умея говорить, кроха обращается к взрослым как может.

Кто-то из родителей со временем начинает понимать: так ребенок плачет, когда замерз, так – когда голоден, так – когда болеет…

[attention type=red]

Невнимание родных – главный стресс раннего детства. Психологи говорят, что детские огорчения от того, что взрослые не спешат к маленькому, влияют на всю дальнейшую жизнь.

[/attention]

Испугавшись одиночества в младенчестве, повзрослевший человек готов на все, чтобы быть вместе… хоть с кем-то. Готов все отдать за иллюзию тепла и любви. В друзья он выберет людей, которые будут его использовать.

А супруг или супруга когда-то позабытого взрослыми малыша почти наверняка окажется домашним тираном, вымещающим свою агрессию на родных и близких.

Вовремя заговорить ребенку не дает то же самое невнимание. А если разговаривать не с кем, то и незачем.

У стресса возраста нет

Болезни и визиты к врачу, прорезывание первых зубов, первые дни в яслях или детском садике, путешествия, смена климата и часового пояса (для ребенка поездка на курорт – не удовольствие, а огромнейший стресс) – все эти потрясения влияют не только на неокрепшую психику, но и на весь растущий организм. Первые проявления стресса у малышей бывают очень разными – гиперактивность, нарушения сна, проблемы с аппетитом, тики, тревожность, суетливость и даже агрессия.

Строго говоря, все эти симптомы к возрасту не привязаны: отказываться от еды по утрам может и 15-летний подросток. Бывает и так, что аппетит пропадает исключительно перед школой, а в субботу и воскресенье девушка или юноша ест с удовольствием.

Школа и нервы

Первый раз в первый класс – несмотря на всю торжественность этого события, огромный стресс для малыша.

Особенно если он не ходил в детский сад: не привык слушаться чужих взрослых, не учился жить в коллективе ровесников… Но даже у вчерашнего детсадовца школа резко меняет уклад жизни.

Помимо замечаний от воспитателей, появляются оценки в дневнике, ответы у доски, домашние задания. Первые друзья и первые ссоры.

А еще школа и детский сад формируют у малыша отношение к себе. Иногда – на всю будущую жизнь. Уважать себя или нет, ребенок часто решает по оценкам взрослых, поэтому личность педагога очень важна. С кем хотят дружить в классе? Это тоже зависит от учителя.

Реакций на стресс у школьника еще больше, чем у маленького ребенка:

●проблемы с вниманием;

●не очень хорошая память;

●обгрызенные ручки, карандаши и ногти;

●грустное настроение и нежелание общаться;

●отказ от любимых игр, книг и мультиков;

●заикание, раздражительность, усталость;

●частые головные боли;

●и все те же бессонница, тики и отказ от еды.

У стресса возраста нет.

Играть, рисовать, разговаривать

Детские стрессы переходят с нами и во взрослую жизнь. Поэтому родителям придется срочно принимать меры.

Малышу важнее всего чувствовать, что родные всегда рядом, что они любят его. Ведь главный источник стресса – равнодушие и невнимание. Для маленького ребенка любовь и безопасность – одно и то же.

Чаще будьте рядом с крохой, играйте с ним, держите его за руку, берите “на ручки”, обнимайте. А чтобы помочь нервной системе правильно развиваться, вспомните старые детские занятия – кубики, конструктор, краски и карандаши, мелки и пластилин.

Если вас огорчают рисунки на обоях – наклейте на стены в квартире большие белые листы ватмана. Обои не пострадают, зато у ребенка будет в порядке жизненно важная для него мелкая моторика. Рисовать, вязать, писать (ручкой, а не на компьютере) – все эти и многие другие действия развивают важнейшие функции головного мозга. В том числе речь, воображение, внимание.

Следите за детским режимом – чем младше ребенок, тем сильнее ему необходим отдых. Не перепоручайте воспитание малыша планшету, телевизору и компьютеру – у дошкольника еще не сформировано зрение.

И снова о детском садике

Если ребенка нужно будет отдавать в ясли или детсад – сделайте переход на новый режим плавным. Врачи советуют вначале приходить в садик в гости: в первый раз – на час, потом – на три-четыре, потом – на день… Иногда неврологи рекомендуют такой плавный переход и первоклашкам. Сперва – один день в неделю по два-три урока.

О том, чему научить ребенка до того, как он отправится в детский сад, и как правильно перевести кроху на новый режим, рассказано на нашем сайте в статье ” Кто ходит в садик по утрам, тот поступает мудро ” .

[attention type=green]

Если вы заметили у ребенка сильную агрессию – узнайте, как складываются его отношения с другими детьми во дворе и в садике, а также с воспитателем. И обязательно обратитесь к хорошему врачу.

[/attention]

Даже если очень заняты, обязательно выслушайте малыша, который пришел к вам что-то спросить или рассказать. Услышав ваше “мне некогда”, ребенок замкнется в себе и не скажет об очень важном. Например, о том, как воспитательница второй день подряд стыдит их с товарищем перед всей группой. И остальные ребята уже начали над ними смеяться.

Физкультура и… искренность

Режим, правильное питание и те занятия спортом, которые нравятся, защитят от стрессов и ребенка, и взрослого. А ощущение, что мама и папа всегда рядом и всегда на твоей стороне – как воздух нужно даже самостоятельному подростку.

Вместе  собирать замок из ” Лего ” , кататься на роликах и велосипедах, запускать радиоуправляемый вертолет.

Ходить на каток и ездить на шашлыки, собирать землянику и подтягиваться на турниках… Играть в шахматы и шашки, бадминтон и волейбол, плавать в бассейне, учиться танцевать и кататься на лыжах – все это отвлечет школьника от уроков и поможет ему собраться и поверить в себя. 

Искренность, как и в дошкольном детстве, остается самым главным. Даже если вам некогда – найдите несколько минут. Послушайте. Постарайтесь не смеяться и не ругаться. 

Когда родители и дети – друзья,  очень многое решается легче. И в школе, и на работе, и в жизни.

Алтайская Екатерина
По материалам встречи клуба ” Оциллобус ”

Источник: https://zen.yandex.ru/media/aptekamos/stress-i-cns-otkuda-berutsia-nevospitannye-deti-59ddec78fd96b1a4d0aefcdc

Человек разумный

Нервная система для детей

Безусловно, все органы и системы важны и необходимы для функционирования человеческого организма, но нервная система стоит среди них особняком, можно сказать, на пьедестале. Именно она делает человека существом разумным и мыслящим.

Основное значение нервной системы состоит в обеспечении наилучшего приспособления организма к воздействию внешней среды и осуществления его оптимального ответа на это воздействие.

Именно поэтому на протяжении первого года жизни малыша его нервная система претерпевает большие изменения, чем любая другая, развиваясь буквально не по дням, а по часам. 

Начало 

Из всех отделов центральной нервной системы к моменту завершения внутриутробного созревания наиболее зрелым оказывается спинной мозг. Его рост сопряжен с формированием проводящих путей (нервов), соединяющих головной мозг с мышцами, например, конечностей и других частей тела и внутренними органами.

С началом функционирования этих проводящих путей связано становление деятельности центральной нервной системы, которая обусловливает работу различных групп мышц.

Этому становлению способствует то, что на развитие ее оказывают прямое стимулирующее влияние любые раздражения, которым подвергается плод в утробе матери.

[attention type=yellow]

Среди них раздражения кожи – контакт кожи с околоплодными водами, стенками матки, раздражения суставов и мышц в моменты двигательной активности плода и раздражения органа слуха (плод воспринимает звуки речи и другие звуки, которые слышит мама, хотя для него они не звучат не так громко, как для нее). 

[/attention]

Формирование рефлекторной деятельности происходит в три этапа: 

  • стадия отдельных локальных движений (2-3-й месяц внутриутробного развития), когда плод осуществляет простые ограниченные движения в ответ на раздражение;
  • стадия генерализованных ответов (3-4-й месяц внутриутробного развития), характеризующаяся появлением обобщенных некоординированных реакций, когда в ответ на раздражение отдельного участка тела совершаются движения в верхних и нижних конечностях, шее и спине;
  • стадия специализированных рефлекторных ответов, которые дают начало развитию безусловных рефлексов новорожденного. 

Что такое безусловные рефлексы? 

Безусловные рефлексы новорожденного – это прежде всего запрограммированные природой ответные и защитные реакции на внешние раздражители, необходимые для жизни ребенка. Не будь этих рефлексов, ребенок не смог бы найти сосок и взять грудь, осуществить правильные сосательные движения.

Практически все безусловные рефлексы сформированы к моменту рождения и сохраняются от 1,5 до 4 – 5 месяцев жизни ребенка, уступая развитию осознанных двигательных навыков.

Более длительное сохранение рефлексов новорожденного препятствует формированию этих навыков и является проявлением патологии. 

Так какие же безусловные рефлексы свойственны новорожденному? Перечислим 

  • поисковый рефлекс (при поглаживании угла рта ребенок поворачивает голову в эту сторону и пытается языком дотронуться до раздражителя);
  • сосательный рефлекс (при попадании в рот ребенка любого предмета, младенец захватывает его губами и начинает ритмичные сосательные движения);
  • ладонно-ротовой рефлекс Бабкина (при надавливании на ладонь ребенок открывает рот);
  • рефлекс Моро (при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок, он сначала разводит руки в стороны, а потом совершает обхватывающее      движение и приводит руки к туловищу);
  • хватательный рефлекс (при надавливании на ладонь ребенок сжимает пальцы);
  • рефлекс опоры (при соприкосновении ножек ребенка с опорой он сначала поджимает их, а потом выпрямляет и опирается о поверхность);
  • рефлекс автоматической походки (в вертикальном положении со слегка наклоненным туловищем ребенок начинает переступать ногами по поверхности стола);
  • защитный рефлекс (при выкладывании ребенка на живот он поворачивает голову в сторону);
  • рефлекс ползания Бауэра (в положении лежа на животе при упоре в стопы ребенок начинает ползти вперед, перебирая поочередно руками и ногами). 

Оценка состояния безусловных рефлексов новорожденного является одним из основных моментов осмотра новорожденного, особенно если этот осмотр осуществляет врач-невролог.

Изменения этих рефлексов, их ослабление или отсутствие, быстрая истощаемость (первый раз рефлекс удается вызвать, при последующих раздражениях он выражен все меньше и меньше) могут отмечаться при недоношенности или незрелости, при родовом повреждении нервной системы, при наличии общего инфекционного заболевания или иной патологии периода новорожденности. 

Первые умения 

Нервная система новорожденногоКак уже говорилось выше, к моменту рождения малыша наиболее зрелым является его спинной мозг.

Головной мозг, как структура более сложная, к окончанию внутриутробного периода еще не завершает своего развития не только в морфологическом отношении (продолжается формирование извилин коры головного мозга, изменяется соотношение белого и серого веществ мозга), но и в функциональном. Так, очень важным моментом является то, что число нервных клеток в коре головного мозга у новорожденного ребенка и у взрослого человека одинаково. Но у новорожденного эти клетки еще незрелы по своей структуре, они имеют очень мало отростков, соединяющих клетки коры между собой, а именно наличие этих связей обусловливает многие функции высшей нервной деятельности, такие, как память, эмоции, навыки. 

Однако развитие коры головного мозга происходит достаточно быстро, и мы это замечаем по тому, как быстро меняется малыш.

Только что родившийся кроха еще не способен удерживать голову и фиксировать взгляд, он различает только яркий свет и видит лицо матери как расплывчатое пятно, все его движения хаотичны и бессознательны.

Но проходит месяц – и ребенок делает существенные успехи в своем развитии. Прежде всего, совершенствуются все органы чувств. 

На первом месяце жизни малыша движения его глазных яблок еще не координированы, время от времени отмечается сходящееся или расходящееся косоглазие. Но уже к пятой неделе ребенок уже достаточно хорошо фокусирует взгляд на определенном предмете, благодаря чему может хорошо рассмотреть окружающие предметы и лица.

К этому возрасту он начинает понимать, что с лицом, которое он видит чаще всего, связаны все положительные эмоции в его жизни – насыщение, тепло, комфорт. Чаще всего это лицо его мамы. Соответственно, между появлением маминого лица и возникновением комфорта, насыщения и тепла малыш видит прямую связь.

Это становится началом формирования положительных эмоций. 

[attention type=red]

Орган слуха функционирует уже на последних неделях внутриутробного развития. У плода можно отметить учащение сердцебиения в ответ на резкие звуки и.

[/attention]

наоборот, нормализацию сердцебиения и биоэлектрической активности мозга при прослушивании мелодичной музыки, У новорожденного реакция на звук носит характер ориентировочного рефлекса: ребенок в ответ на звуковой раздражитель может закрывать глаза, приоткрывать рот, вздрагивать и задерживать дыхание. 

Полностью сформирован к моменту рождения и орган вкуса: новорожденный хорошо отличает сладкое от кислого, горького или соленого. При попадании в рот ребенка сладкого вещества он начинает совершать сосательные движения. Горькие, кислые или соленые вещества вызывают гримасу неудовольствия, закрывание глаз, плач. 

К концу первого месяца жизни ребенок приобретает такие навыки, как способность следить глазами за ярким движущимся предметом, узнавать мать и улыбаться ей. реагировать на голос матери.

В его повседневном режиме по-прежнему преобладают периоды сна, во время бодрствования же – отрицательные эмоции: таким образом кроха сигнализирует о голоде, дискомфорте, связанном с перевозбуждением или усталостью, мокрыми пеленками.

Но постепенно в его эмоциональном состоянии начинают появляться периоды спокойного бодрствования, когда малыш старается рассмотреть окружающие предметы, изучает мамино лицо или прислушивается к ее голосу.

Все это – начало становления его психики, его высшей нервной деятельности, которое становится возможным благодаря стремительному развитию коры головного мозга и органов чувств. 

Первая улыбка 

Некое подобие улыбки можно наблюдать у малыша в первые дни после рождения (во сне, после еды). Но назвать эту гримасу улыбкой нельзя.

В тот момент, когда уже достаточно хорошо координированы движения глазных яблок и малыш может сфокусировать взгляд на мамином лице, когда в коре его мозга сформировалось достаточное количество связей между нервными клетками, обусловливающих способность к запоминанию, происходит истинное чудо – малыш впервые улыбается осмысленно. Это обычно происходит в возрасте около 1 месяца. Ни с чем нельзя сравнить радость матери, впервые увидевшей улыбку на лице своего ребенка! 

Особенности нервной системы новорожденного 

В первые дни жизни новорожденной возбудимость его нервной системы значительно понижена. Это необходимо для того, чтобы обилие раздражающих факторов, резкое изменение условий внешней среды, интенсивная нагрузка в родах не вызвали повреждения нервной системы. В течение первой недели жизни ребенка возбудимость постепенно повышается. 

Одной из особенностей нервной системы новорожденного является то, что ее работоспособность невелика: утомление и истощение нервных функций наступает гораздо быстрее, чем у взрослых, поэтому дети не могут длительно переносить однообразные раздражения, например быстро перестают интересоваться погремушкой и нуждаются в смене впечатлений, например, беседах с мамой, негромкой музыке. Но эти впечатления не должны быть чрезмерными, так как их обилие и большая интенсивность тоже могут вызывать утомление и перевозбуждение. Нервная система новорожденного более чувствительна к недостатку кислорода вследствие высокого уровня обменных процессов, для которых требуется высокое насыщение крови кислородом. С этим связана уязвимость нервной системы плода и новорожденного к гипоксии (недостатку кислорода) в родах и в течение первых дней после родов. 

В период внутриутробного развития мышцы плода постоянно находятся в состоянии сгибания, что обеспечивает характерную позу плода.

[attention type=green]

После рождения ребенка в его скелетных мышцах сохраняется преобладание тонуса мышц-сгибателей, то есть малыш постоянно стремится занять так называемую позу эмбриона, но постепенно повышается активность двигательных центров, обеспечивающих тонус мышц-разгибателей. Благодаря этому становятся возможными активные движения. 

[/attention]

Все движения плода и новорожденного ребенка имеют характер рефлексов и распространяются на все тело. В этом возрасте малыш еще не способен осуществлять целенаправленных движений – его движения хаотичны и являются ответом на какое-либо раздражение. 

Еще одной очень интересной и важной особенностью функции нервной системы новорожденного является то, что все его поведение подчиняется пищевой доминанте: если ребенок голоден, у него тормозятся рефлексы, еще более снижается возбудимость. Ему необходимо только одно – удовлетворение насущной потребности в пище. 

Следует особо остановиться на особенности работы нервной системы новорожденного, связанной с незавершенной миелинизацией нервных волокон. Миелинизацией называется процесс образования особой оболочки, покрывающей нервные окончания.

Эта оболочка играет роль своеобразной изоляции, обеспечивающей распространение нервного импульса из нервной клетки на орган или мышцу, но не на группу мышц.

Поскольку к моменту рождения далеко не все нервные окончания имеют миелиновую оболочку, любой нервный импульс, проходящий по нервному пучку, объединяющему в себе множество нервных волокон, распространяется и на соседние волокна.

С этим связано то, что любое возбуждение становится более или менее общим, захватывает соседние мышцы или органы. Так, если новорожденный испытывает дискомфорт или болезненные ощущения, этот сигнал «передается» всему организму. Это является одной из причин столь выраженного беспокойства ребенка вследствие кишечных колик: боль в животе распространяется на соседние органы.

Ярким примером генерализации нервного импульса служат безусловные рефлексы новорожденного. Например, при проведении пальцем вдоль позвоночника происходит разгибание туловища, сгибание рук и ног, резки крик и даже иногда мочеиспускание. 

На ранних стадиях развития у растущего организма нервные центры обладают высокой степенью способности к компенсации приспособлению. При нарушении деятельности какого-либо центра его функцию берут на себя другие отделы головного или спинного мозга.

Эта способность помогает восстановлению некоторых функций пострадавших в результате неблагоприятного течения внутриутробного периода.

[attention type=yellow]

Эта поистине счастливая способность мозга дает возможность использовать многие его резервные возможности для обеспечения должного развития ребенка. 

[/attention]

Таким образом, нервная система мал: ша к моменту рождения уже во многом сформирована, ее строение практически не отличается от взрослого, но те ее отделы, которые отвечают за высшую и наиболее сложную деятельность, еще весьма незрелы. Созревание их длится на протяжении всего первого года жизни ребенка.

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.9months.ru/razvitie_malysh/2843/chelovek-razumnyy

Лечимся дома
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: