Несамостоятельный ребенок

Содержание
  1. Как развить самостоятельность ребенка?
  2. Как относились к детской самостоятельности в прошлом?
  3. Как развить самостоятельность ребенка? Почаще ленитесь!
  4. Несамостоятельный ребенок: проблема в гендерном воспитании?
  5. Как развивать самостоятельность у школьников?
  6. Как вырастить самостоятельного ребенка?
  7. Для чего ребенку самостоятельность?
  8. Дайте ребенку шанс научиться преодолевать трудности и выстраивать нормальные отношения с окружающими людьми, чтобы он:
  9. Что мешает ребенку расти самостоятельным
  10. Как помочь ребенку стать самостоятельным, сохранив с ним гармоничные отношения
  11. Как воспитать самостоятельного ребенка – возраст и методы развития самостоятельности у детей
  12. Самостоятельный ребенок – какой он: что такое самостоятельность у детей разного возраста, признаки самостоятельности у ребенка
  13. Прежде всего, давайте разберемся, как проявляется самостоятельность на разных ступеньках «лестницы взросления»:
  14. Формирование самостоятельности у ребенка 1-5 лет – особенности возраста и задачи родителей
  15. Развитие самостоятельности у детей 5-8 лет – готовимся к школе и осваиваем новые горизонты
  16. Как помочь ребенку в этом возрасте не растерять инициативность и простимулировать взлелеянную самостоятельность?
  17. Воспитание самостоятельного ребенка 8-12 лет – преодолеваем кризисы
  18. Каких ошибок избежать при воспитании самостоятельности у детей – советуют психологи и опытные мамы
  19. Итак, ошибки, которые совершать никак нельзя:
  20. Cамостоятельный ребенок – как воспитать?
  21. Откуда берутся несамостоятельные дети?
  22. Что мешает детям расти самостоятельными?
  23. Кризис трех лет и самостоятельность
  24. Как приучить ребенка к самостоятельности
  25. Ленивая мама и самостоятельный ребенок – где взаимосвязь?
  26. Принципы «ленивой мамы» от Анны Быковой
  27. Какой ребенок самостоятельный?
  28. по теме

Как развить самостоятельность ребенка?

Несамостоятельный ребенок

То, что дети должны, взрослея, становиться самостоятельными, в общем-то, понимают все родители. Так откуда же появляются «безрукие», инфантильные, ленивые и неумелые мужчины и женщины, которых в нашем мире полным-полно?

Какие ошибки воспитания приводят к тому, что ребенок не проявляет самостоятельность – расскажет сайт sympaty.net.

Как относились к детской самостоятельности в прошлом?

Вы наверняка читали классические литературные произведения о детях 18-го, 19-го, начала 20-го веков. Помните «Оливера Твиста», «Хижину дяди Тома» и прочие книжки из школьной программы, в которых дети тяжело работали и занимались домашним хозяйством?

В «Серебряном копытце» Бажова старик взял к себе жить пятилетнюю сиротку Даренку, чтобы она помогала ему с хозяйством, и оставлял ее одну на несколько дней в лесной хижине, уходя зимой на охоту. Некрасов описал мальчишку, «мужичка с ноготок», который вывозил на санях из лесу дрова, которые рубил отец.

Читая все эти произведения, мы можем искренне порадоваться, что детский труд запрещен и «темные времена» миновали, что нашим школьникам не нужно выпасать стадо, нянчить многочисленных сестер и братьев, стирать вручную на реке, и т.д.

[attention type=yellow]

Но вы когда-нибудь задумывались, а как это вообще было возможно? Почему дети в прошлом были на такое способны (причем в семьях «темных», неграмотных и не имеющих никакого представления о детской психологии и методах раннего развития крестьян или рабочих), а нынешние дети в аналогичном возрасте еле-еле шнуруют ботинки и не знают, с какой стороны подойти к картошке и газовой плите? А ведь для нынешних малышей делается все – развивающие игры, инновационные педагогические методики…

[/attention]

Причем мы-то считаем развитыми и рано повзрослевшими именно наших «маминых тюльпанчиков» на основании того, что дите умеет обращаться с планшетом и смартфоном и лучше папы проходит десяток компьютерных игр. И это неплохо, но…

Как развить самостоятельность ребенка? Почаще ленитесь!

В общем, главная проблема современных детей – обычная бытовая несамостоятельность.

Ребенок не стремится научиться обеспечивать себя элементарными бытовыми удобствами, потому что многие современные взрослые из лучших побуждений считают, что его еще рано научить варить картошку/мыть пол/штопать носки и т.д.

Потому что он же порежется/обожжется/сожжет кастрюлю/не вымоет дочиста, да и вообще – он еще маленький, пусть у него будет детство…

Рецепт от сайта «Красивая и Успешная», как с раннего возраста научить ребенка самостоятельности в быту: будьте помощником для малыша, но не его слугой!

Конечно, все дети развиваются в индивидуальном темпе, но когда вы видите, что ваше чадо уже достаточно ловко владеет своими пальчиками, то начинайте предлагать ему вместо игр развивающие самостоятельность задания.

Например, дошкольнику можно  поручить почистить мягкие фрукты на варенье, или выдать ему небольшую швабру и ведерко, чтобы он самостоятельно помыл пол в своей комнате и т.д.

Да, возможно он будет это делать поначалу плохо, но потом – лучше и лучше!

Главное, малыш должен понимать, что прислуги у него нет  — взрослые ему помогут, если он объективно не справился, они могут его научить новым навыкам, но не сделают вместо него то, на что он способен.

Чтобы ребенок не думал, что его нарочно нагружают заданиями, можете просто сказать ему, что вы устали и не хотите убираться вместо него.

[attention type=red]

Не собирайте ему ранец в школу, не гладьте рубашку на завтра (если он умеет гладить), не готовьте каждый раз еду, если знаете, что вашему чаду по силам соорудить себе что-то съестное из имеющихся продуктов.

[/attention]

Этим вы не лишаете ребенка детства и не перегружаете его – с наличием современных гаджетов все действия по бытовому самообслуживанию упрощены до минимума и занимают совсем мало времени, да и физически ничего трудного школьнику делать не придется.

Да, конечно, не всегда ваше чадо будет самостоятельно вспоминать обо всех своих домашних делах и делать их вовремя и хорошо. Но это тоже важный воспитательный момент: самостоятельному человеку должна быть присуща не только исполнительность, но и личная инициатива!

Чтобы какие-то полезные действия ребенок делал не по указке, а по собственной инициативе, он должен прочувствовать, что бывает, если этого не делать. Не собрал ранец вечером – пришлось делать это утром, опоздал в школу и забыл две тетради. Не закинул в стиралку джинсы – пошел в грязных.

И да – родители, не бойтесь, что чадо слишком поверхностно отнесется к последствиям своего выбора в пользу лени! Иногда, конечно же, подростку будет лень варить себе кашу и нарезать салат на ужин, и он будет обходиться чаем с бутером, иногда он будет ходить в мятой одежде, и бардак в его комнате будет убираться не так часто, как этого хотелось бы вам.

Но главное – чтобы он это все умел сделать тогда, когда захочет сам.

Поверьте, он уберется, если к нему в гости согласится прийти симпатичная одноклассница, сделает ужин, если действительно задолбается перекусывать чаем и хлебом, и постирает штаны, когда заметит, что среди модно одетых приятелей он один выглядит по-бомжацки. Дети и подростки – не такие уж принципиальные пофигисты: они прекрасно отличают хороший результат от плохого, далеко не всегда сознательно стремятся сделать плохо, и у них так же, как и у нас, взрослых, должно быть право на лень!

Развития самостоятельности из-под палки не бывает – это  вообще противоречащие друг другу понятия.

Несамостоятельный ребенок: проблема в гендерном воспитании?

Еще одна очень типичная в нашем обществе причина, почему из детишек вырастают мужики-«маменькины сынки» и женщины-«принцессы-белоручки» — это педалируемое с раннего детства  гендерное воспитание. Разделение необходимых умений и навыков на мужские и женские, наглядная демонстрация того, что «не свои» дела делать необязательно – обыденная реальность во многих постсовковых семьях.

Мальчику намекают, что ему не стоит особо рьяно учиться готовить, штопать, стирать и гладить – это ж не мужские занятия.

Теория подкрепляется наглядным примером папы и дедушки, которые действительно ждут от женщин домашние ужины, наглаженные шмотки и сверкающую чистоту в квартире, сами не прилагая никаких усилий к этому.

В такой обстановке, если мальчику и покажут пару раз, как ликвидировать дырку на носке, застирать пятно или пожарить картошки, он вряд ли станет это делать по собственной инициативе – папа-то сам свои носки не штопает и ужины на всю семью не готовит.

Так вырастает еще один «безрукий», который потом начинает требовать от девушек и жен всего того, что в родительской семье делали мама и бабушка.

Девочек иногда воспитывают как принцесс. Им с детства внушают мысль, что много работать и полностью самостоятельно обеспечивать себя (и в бытовом, и в финансовом плане) – это удел неудачниц, которым не достался «настоящий мужчина». Может ли вырасти самостоятельной девочка, которая все детство видит  и слышит, что «папа работает, а мама красивая»?

[attention type=green]

Что в доме почти все делается руками «настоящего мужчины» (или оплаченной им домработницы), а маме повезло – она может делать что-то только в моменты особого вдохновения, а не в обязательном порядке? В таких семьях зачастую вырастают те самые блондинки из анекдотов – бесхозяйственные, неосведомленные в простых житейских вопросах.

[/attention]

Что делать? Не надо воспитывать «настоящую женщину» или «настоящего мужчину» — воспитывайте хорошего, ответственного, инициативного и разносторонне умелого человека. Чем универсальнее и разнообразнее будет набор знаний и умений, полученных человеком в детстве, тем легче ему будет во взрослой жизни. А гендерная идентичность от этого никак не изменится!

Как развивать самостоятельность у школьников?

Школа и жизнь школьника вне дома – это сфера, в которой самостоятельность развивается лучше всего.

Гораздо самостоятельнее те дети, которые проводят много времени вне круга семьи – расширение круга социальных контактов ребенка обычно напрямую влияет на его умение действовать самостоятельно в разных ситуациях.

Даже самый несамостоятельный ребенок быстро понимает, что внешний мир очень редко приносит желаемое «на блюдечке с голубой каемочкой», что для того, чтобы чувствовать себя комфортно, имеет смысл научиться обеспечивать себе этот комфорт самому.

Например, многие дети в детсаду быстро выучиваются одеваться, обуваться, аккуратно и самостоятельно кушать и т.д. Школьник с разносторонними интересами, посещающий кружки или просто много времени проводящий с друзьями, учится сам правильно распоряжаться своим временем и распределять свои дела, нести ответственность за свои поступки и обещания, и т.д.

Несамостоятельному подростку может быть полезно найти какую-нибудь подработку и почувствовать, что ответственность – это не просто требование родителей и учителей, а реально нужное в жизни качество.

Если ваш школьник совсем несамостоятельный, рискните отправить его в летний лагерь (может даже палаточный, типа скаутского, где делается акцент на навыки выживания в диких условиях). Предложите ему заняться каким-нибудь командным видом спорта (футбол, волейбол и т.п.) – игра в команде очень повышает самостоятельность!

В плане развития самостоятельности и инициативности общество сверстников может дать ребенку намного больше, чем времяпровождение со взрослыми!

—Автор —  Даша Блинова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

Копирование этой статьи запрещено!

Источник: https://www.sympaty.net/20161225/nesamostoyatelnyj-rebenok/

Как вырастить самостоятельного ребенка?

Несамостоятельный ребенок

Самостоятельность ребенка напрямую связана с независимостью и свободой выбора, что придется признать и принять его родителям. Если вы хотите воспитать в сыне или дочери самостоятельность, будьте готовы столкнуться с решениями, которые они начнут принимать лично. Именно поэтому к таким переменам в жизни вашей семьи нужно ответственно подготовиться.

Когда мы были маленькими, мир за окном не казался таким враждебным. Детей оставляли играть во дворе в компании сверстников, спокойно отпускали одних в школу и на секции, отправляли в магазин за молоком и хлебом. В современных реалиях самостоятельность прививают другими способами. Главное – не упустить момент и не взрастить в малыше инфантильность, нерешительность и тревожность.

Да, вам будет страшно, ведь «он еще совсем кроха, у него мало знаний и опыта, без контроля взрослых он не обойдется». Ваши опасения имеют основания, поэтому у самостоятельности, которой вы хотите наградить ребенка, должны быть четкие рамки. Подчините свободу принятия решений правилам – и все будет хорошо.

 

Для чего ребенку самостоятельность?

Несамостоятельность равна зависимости. Дети, которых постоянно опекают, берегут и балуют взрослые, как правило, имеют заниженную самооценку. Они эгоистичны и не уверены в себе, что часто скрывается за агрессией, подхалимством или грубостью. Но случись что серьезное, они тут же побегут к взрослым, потому что внутри застенчивы, слабы духом, не приспособлены кжизни.

Дайте ребенку шанс научиться преодолевать трудности и выстраивать нормальные отношения с окружающими людьми, чтобы он:

  • Обрел здоровую самооценку.
  • Был активным и любознательным, нашел цель в жизни.
  • Чувствовал себя нужным. Осознавал, что ему доверяют.
  • Мог сам спланировать свой день.
  • Терпеливо и спокойно занимался делом, которое ему нравится.
  • Брал на себя допустимую для его возраста ответственность.
  • Преодолевал препятствия, не теряя силу духа.
  • Умел постоять за себя и говорить «нет».
  • Активно участвовал в социальной жизни, имел друзей.
  • Всерьез воспринимал других людей, равно как и его воспринимают всерьез.
  • Чувствовал себя свободным, довольным и счастливым.

 

ВАЖНО: Позволить ребенку быть самостоятельным – не значит позволить ему творить все, что вздумается.

Детская самостоятельность – это необходимость и способность делать все, что можно и нужно в раннем возрасте, без помощи родителей.

Что мешает ребенку расти самостоятельным

Ваш ребенок – личность. Да, вчера вы кормили его с ложечки и меняли подгузники, но он все равно отдельный от вас человек, у которого есть возможность вырасти успешным или переложить всю ответственность за свою жизнь на вас.

Если вам больше нравится первый вариант, позвольте крохе уже с 1 года обрести самостоятельность, соответствующую его возрасту. Пусть исследует мир и пробует свои силы, а вы наберитесь терпения, забыв о том, что:

  • Вам некогда. Разумеется, одеть ребенка, собрать его игрушки по всей квартире, накормить или взять на руки, потому что он еле тащится по улице, исследуя каждый камешек, быстрее и проще. Но вам придется принимать условия игры. Если хотите воспитать самостоятельного ребенка, вот вам совет психологов: дайте ему столько времени, сколько потребуется на завязывание шнурков,уборку, питание, передвижение и т.д.
  • Это опасно. Падающие предметы, углы, разбивающиеся вазы – даже дома малыша подстерегает множество рисков. Ваша задача – обеспечить ему безопасную среду для реализации потребности в изучении всего подряд и снабдить необходимыми знаниями. Например: «Включенный в розетку утюг сильно нагревается и обжигает. Потрогай его сейчас, пока он теплый. Чувствуешь? Чтобы не получить ожог, никогда не трогай включенный утюг!». Личный опыт фиксируется в детской голове лучше, чем теоретические знания.
  • Он еще маленький. В любом возрасте ребенок сталкивается с проблемами, с которыми может справиться самостоятельно, наблюдая за последствиями своих действий и делая выводы. Покажите ему, куда ставить кроссовки после прогулки. У него получилось это один раз под вашим присмотром? Теперь он должен постоянно выполнять это действие без каких-либо отговорок. Сам.

 

Как помочь ребенку стать самостоятельным, сохранив с ним гармоничные отношения

  • Уберите тревожность. Большую часть действий ребенок от двух лет совершает самостоятельно. Вы можете следить за каждым его шагом, но спешить к нему на помощь стоит только тогда, когда это действительно необходимо. Но и тут нужно задать предварительный вопрос: «Тебе нужна помощь?».

 

  • Не «негативьте». «Не беги быстро, упадешь». «Не ходи туда, а то злой дядя тебя заберет». «Сейчас порежешься». «Сейчас уколешься». «Ноги хочешь переломать?». Вы все делаете правильно, если хотите, чтобы ваш ребенок боялся всего на свете и прижимался к вашей юбке. Кстати, такие программы срабатывают мгновенно: ребенок бежит по дорожке и понятия не имеет, что может упасть. Но мама кричит: «Осторожно!». И вот уже малыш летит носом в асфальт.

 

  • Стимулируйте самостоятельность. При желании за ребенка можно даже играть и разговаривать. Этим вы лишаете его стимула к развитию. Поощряйте желание одеваться, есть, листать книгу, строить пирамидки и т.д.
  • Создайте атмосферу стабильности и безопасности. Дети моментально впитывают негатив и становятся маленькими параноиками, если их родители не соблюдают режим дня, негативно высказываются о мире, сами чего-то постоянно боятся. Окружите малыша добром, показывайте новые возможности, делайте его жизнь интересной.
  • Исключите шаблоны и стереотипы. Взрослый человек – это набор готовых сценариев, система ценностей и установок, полученных с личным опытом. Вы неосознанно передаете их ребенку, но вместо того, чтобы облегчить ему жизнь, они ограничивают его мышление. Процесс воспитания – это взаимный обмен. Вы учите малыша, а он учит вас. Подключите творчество, откройте разум, будьте готовы принимать его мысли, рассуждения и умозаключения.

 

Любите, общайтесь, доверяйте, помогайте развиваться – и ваши дети вырастут благополучными, понимающими, цельными личностями.

А ваш ребенок самостоятельный?

статьей:

Источник: https://bequeen.pro/zdorove_i_krasota/beremennost/kak_vyrastit_samostoyatelnogo_rebenka_425

Как воспитать самостоятельного ребенка – возраст и методы развития самостоятельности у детей

Несамостоятельный ребенок

О том, чтобы дети выросли сознательными, правильными, ответственными, мечтает каждая мама. Но, как показывает жизнь, с каждым поколением дети становятся все более инфантильными и неприспособленными к жизни. Конечно, новые технологии виноваты в этом, но и отсутствие правильного воспитания тоже играет немалую роль.

Как взрастить в своем ребенке самостоятельность? Разбираемся — и мотаем на ус.

статьи:

Самостоятельный ребенок – какой он: что такое самостоятельность у детей разного возраста, признаки самостоятельности у ребенка

Говоря о несамостоятельности ребенка, многие взрослые подразумевают, что малыш не способен занять себя самостоятельно, донести до раковины тарелку, завязать шнурки, выполнить задания без стоящей над головой мамы, и проч.

И мало кто задумывается, что сама по себе «самостоятельность» — это не просто способность обслуживать себя, а важная характеристика личности, способность принимать решения, отвечать за свои поступки, восприимчивость к критике и определенный уровень инициативности, способность адекватно оценивать себя и возможности, и проч.

То есть, самостоятельность не появляется из ниоткуда при отсутствии воли, четких целей, определенного склада характера – это не новая запонка, которая прилагается к рубашке.

И относиться к развитию этого сложного и многогранного свойства личности нужно осознанно и ответственно.

Дисциплинированный ребенок и пример семьи – как научить детей дисциплине?

Прежде всего, давайте разберемся, как проявляется самостоятельность на разных ступеньках «лестницы взросления»:

  • 2 года. Ребенок может принести игрушку по просьбе мамы, самостоятельно поесть, снять вещи и положить на стул, выбросить в ведро собственный подгузник, сложить белье в машинку, промокнуть тряпкой или салфеткой пролитую воду.
  • 3 года. Малыш уже может убирать и мыть свои игрушки, помогать маме разбирать сумки после похода по магазинам, расставлять тарелки и уносить посуду в раковину, одеваться и чистить губкой свои сапожки.
  • 4 года. Ребенок уже весьма ловко пылесосит и вытирает пыль, может помочь в уборке за питомцами и их кормлении, в развешивании мелких предметов одежды после стирки. Он уже способен застелить кровать, намазать себе ложкой бутерброд и насыпать в пиалку с молоком хлопья, собрать в лукошко ягоды для варенья или почистить вареное яйцо.
  • 5 лет. Без всякой помощи малыш уже может сортировать белье для глажения и даже складывать его, сервировать стол и ухаживать за питомцами без подсказок и напоминаний, выносить мусор и наливать себе напитки в кружку из пакетов/коробок.
  • 6 лет. В этом возрасте уже можно почистить овощи, выгулять своего питомца, подмести в доме, повесить свое белье на сушилку, приготовить себе бутерброды и сварить яйца, разогреть в микроволновке обед.
  • 7 лет. Возраст, когда ребенок уже может не только налить себе чай и собрать рюкзак, но и способен без маминых наставлений наводить порядок, заправлять постель, мыться, стирать свои носки и даже гладить полотенца.
  • 8-9 лет. В этом бунтарском возрасте дети уже способны понимать свои слова и поступки, а также нести за них ответственность. Ребенок уже способен убираться на кухне (мыть раковину, посуду), мыть полы, делать уроки без мамы. Он способен пришить себе пуговицу и лечь спать в нужное время. Он понимает, что открывать дверь чужим людям нельзя, и общение с незнакомцами может быть опасным. В этом возрасте у ребенка обычно появляется инстинкт самосохранения, даже если до сих пор его еще не было. Как оставлять ребенка одного дома?
  • 10 лет. В этом возрасте ребенок уже почти подросток, но все-таки возрастная категория еще близка к «малышам». Поэтому требовать от ребенка слишком многого нельзя. Да, он способен сбегать в магазин рядом с домом, купить по списку продукты. Он уже понимает, как считать сдачу, и что испачканную рубашку нужно менять на чистую. Он уже подает руку маме, когда она выходит из автобуса, помогает ей с сумками, встает в транспорте, чтобы уступить место старикам. Но пока зона ответственности ребенка – это школа, личное пространство и взаимоотношения с окружающими.
  • 11-15 лет. Это — самый сложный и опасный возраст, в котором нужно не потерять доверие своего чада своим контролем, понять, что ребенок уже подросток, осознать это — и отпустить ребенка. Отпустить не в свободное плавание и для отдельного проживания – отпустить от своей юбки. Вы сделали, что могли. Ребенок уже сформировался и хочет свободы. Теперь вы можете лишь направлять и стелить соломку. Запреты, требования, истерики, приказы, шантаж – это больше не работает и не имеет смысла (если вы этим пользовались). Запаситесь терпением и продолжайте с любовью и заботой «закреплять пройденный материал».

Формирование самостоятельности у ребенка 1-5 лет – особенности возраста и задачи родителей

В становлении такого свойства личности, как самостоятельность, 2 и 3 годы жизни – одни из самых главных. Именно сейчас у ребенка должна появиться в списке любимых фраза «Я сам!».

Не мешайте ему. Паниковать и нервничать тоже не нужно.

Просто дайте ребенку возможность развиваться и взрослеть, а сами будьте рядом, чтобы уберечь ребенка от возможных рисков во время первых самостоятельных дел.

  • Разбил тарелку, пока нес до раковины? Не страшно, купите новую. Намочил подоконник, поливая цветы? Дайте ему тряпку – пусть учится убирать воду. Хочет постирать свой платок сам? Пусть стирает, потом (втихаря, конечно, чтобы не ранить самолюбие чада) перестираете.
  • Любая инициатива в этом возрасте похвальна. Поощряйте ее и хвалите чадо.
  • Выделяйте ребенку больше времени на сборы, одевание, уборку игрушек и прочие действия. Не торопите ему и не заставляйте нервничать. Ребенок не может совершать те или иные действия с такой же скоростью и ловкостью, как вы – он только учится.
  • Наберитесь терпения. Ближайшие годы вы будете ходить следом за своим карапузом и убирать (во всех смыслах) последствия его инициативности. Но без инициативности нет развития самостоятельности, поэтому смиритесь и помогайте ребенку.
  • Будьте личным примером для ребенка во всем – в личной гигиене, в поддержании порядка в доме, в вежливости и порядочности.

Развитие самостоятельности у детей 5-8 лет – готовимся к школе и осваиваем новые горизонты

Дошкольник, а потом — ученик младших классов.

Ваш карапузик уже вырос из пинеток, малышовых игрушек и колыбельных. Он уже стесняется, когда вы берете его за руку при друзьях, и нарочито грубо ворчит «Ну, маааам, иди уже, я сам!»

Как помочь ребенку в этом возрасте не растерять инициативность и простимулировать взлелеянную самостоятельность?

  • Составьте с ребенком вместе гибкий график для домашних дел, уроков и собственного времени на удовольствия. Позвольте ему жить по этому графику самостоятельно.
  • Начиная со 2-го класса, прекращайте жестко контролировать сделанные уроки и собирать за ребенка ранец на завтра. Пару раз получит двойку за забытую тетрадь и научится собирать рюкзак с вечера сам. Та же история с домашним заданием. Если двойки за несделанные уроки ребенка не пугают, можно включать строгую маму – пригрозите вернуть его под свой жесткий контроль, если не начнет делать уроки ответственно.
  • Всегда будьте готовы помочь. Не нравоучениями, а способностью выслушать и помочь реально. Отмахиваться от проблем ребенка нельзя – именно сейчас они у него самые важные в мире. Особенно, для вас, если вы хотите, чтобы ребенок с вами считался, уважал и приходил советоваться, как к другу.
  • Ничего не заставляйте делать. Просто дайте понять, что в этом мире просто так ничего не падает на голову, и чтобы хорошо отдохнуть, нужно поработать.
  • Позволяйте чаду решать – что надеть, какой пастой чистить зубы, сколько купаться в ванной, и с какими обложками выбирать тетради.
  • Чаще давайте взрослые поручения, которые окрыляют ребенка – «о, родители уже считают меня взрослым». Например, сбегать за хлебом (если не нужно переходить дорогу, и если вы не живете в сильно криминальном районе).
  • Закрепите за ребенком его собственные домашние обязанности. Например, папа выносит мусор, мама готовит, а ребенок накрывает на стол и пылесосит в квартире.
  • Не пытайтесь уберечь ребенка от проблем. Ребенок должен сталкиваться с ними лицом к лицу, иначе никогда не научится их решать.
  • Снижайте накал своей гиперопеки. Уже пора. Прекращайте хвататься за сердце, когда ребенок сам наливает себе чай или стоит у открытого окна.

Воспитание самостоятельного ребенка 8-12 лет – преодолеваем кризисы

Вот ваш ребеночек и стал почти подростком.

12 лет – это черта, за которой начнутся сильные влюбленности (более серьезные, чем в детском саду и первом классе), первые истерики, прогулы в школе и даже, может быть, попытки сбежать из дому, потому что «родители не понимают и достали».

Не доставайте ребенка. Пусть взрослеет спокойно.

Вспомните себя подростком — и дайте чаду глоток свободы.

  • Нужно оставаться чутким и лояльным к новому поведению ребенка, к взрослению, к нему самому. Но это не значит, что ребенка нужно освобождать от дел и обязанностей. Понимание своих обязанностей и ответственность – это и есть самостоятельность.
  • Подкорректируйте свою систему требований. Подросток не хочет ложиться спать в 8-9 вечера. И если от слова «уборка» ребенка начинает трясти, найдите для него другие обязанности. Компромисс – ваша палочка-выручалочка.
  • Пошли тройки в дневнике? Терпите — и не вздумайте рисовать за ребенка по ночам контурные карты и рисунки для конкурсов, или писать сочинения – пусть все делает сам.
  • Будьте корректны: брошенные вам сейчас слова запомнятся на всю жизнь. Спокойствие – ваше спасение. Медитируйте, считайте до ста, швыряйте дротики в стенку, но ребенок должен видеть в вас только поддержку, любовь и спокойствие тибетского монаха.
  • Подбрасывайте больше заданий и задач, в которых ребенок сможет себя проявить.
  • Устройте чадо в секцию, отправьте на лето в Артек, научите пользоваться кредитной картой и наличными.
  • Начинайте учиться отпускать ребенка от себя. Потихоньку оставляйте его ненадолго одного. Чаще уезжайте по делам. Учитесь без ребенка ходить в кино или кафе. Еще несколько лет, и ребенок сам начнет сбегать от вас в силу возраста и собственных интересов. Чтобы потом не было мучительно больно и обидно за себя – начинайте постепенно отпускать уже сейчас. Только не увлекайтесь слишком сильно – ребенок от вас еще не съехал, и до сих пор нуждается во внимании, ласке и поцелуе на ночь.

Каких ошибок избежать при воспитании самостоятельности у детей – советуют психологи и опытные мамы

Воспитывая самостоятельного (как мы считаем) человечка, мы иногда совершаем ошибки, которые не только не приближают ребенка к этому личностному свойству, но и портят наши с ребенком отношения в будущем.

Итак, ошибки, которые совершать никак нельзя:

  1. Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Категорически.
  2. Не пресекайте попыток ребенка проявить самостоятельность, не мешайте ему быть инициативным. Отговорки вроде «я сама быстрее сделаю» или «боюсь за тебя» забудьте и дайте ребенку взрослеть без вашей гиперопеки.
  3. Если попытка проявить самостоятельность окончилась плачевно (вещи испорчены, вазы разбиты, кот подстрижен, и проч.), не вздумайте кричать, ругать, публично оскорблять или обижать ребенка. Проглотите обиду за разбитый дорогой сервиз и улыбнитесь со словами «в следующий раз обязательно все получится».
  4. Если ребенок неловок в своей самостоятельности, если выглядит наивно и даже глупо – это не повод для насмешек, подколок и проч.
  5. Не влезайте со своей помощью и советами, если вас о том не просят.
  6. Не забывайте хвалить ребенка, когда у него все получается, и вселять уверенность, если не получается.
  7. Не торопите (и не осаживайте) своих детей. Они сами знают, когда пора отказываться от подгузников, есть ложкой, начинать читать, рисовать и взрослеть.
  8. Не переделывайте работу ребенка при нем. Это обидно и оскорбительно, если ребенок час мыл посуду, а вы перемываете ложки заново.

    Сделаете это потом, не отбивайте у ребенка желание помогать вам.

И не забывайте, что самостоятельность – не просто приобретенные навыки, а способность думать, анализировать и быть ответственным.

Например, когда ребенок научился не просто дверь закрывать на ключ, но еще и глубоко прятать ключи, чтобы они не выпали на улице.

Сайт Colady.ru благодарит вас за внимание к статье — надеемся, что она была для вас полезна. Просим поделиться отзывами и советами с нашими читательницами!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Автор статьи

Об авторе

Наталья Капцова

Наталья — практикующий психолог, коуч и консультант по работе с метафорическими картами. Помогает людям становиться счастливее, увереннее, свободнее: достигать поставленных целей и совершенствовать свою жизнь.

+6 Загрузка…

Источник: https://www.colady.ru/kak-vospitat-samostoyatelnogo-rebenka-vozrast-metody-razvitiya-samostoyatelnosti-u-detej.html

Cамостоятельный ребенок – как воспитать?

Несамостоятельный ребенок

Дети, Другие статьи об отношениях, Как?

Самостоятельный ребенок – это мечта любого родителя. Он целеустремленный, ответственный, на него можно положиться. Ему не страшны проблемы, потому что он знает, как с ними справиться и куда можно обратиться за помощью. Является ли это качество врожденным или его можно воспитать в любом ребенке? Давайте разберемся.

Откуда берутся несамостоятельные дети?

Самостоятельность – это качество, которым нас не может наградить природа. Это черта характера, которую нужно воспитывать и формировать. Если не заниматься этим целенаправленно, она не появится сама по себе. С чего же нужно начать родителям? С самих себя. Дети учатся не на наших советах, а на наших примерах.

Несамостоятельные дети, в первую очередь, появляются у несамостоятельных родителей. Прежде, чем воспитывать эту черту у своего ребенка, сформируйте ее у себя.

Что мешает детям расти самостоятельными?

  1. Чрезмерная опека родителей. Большинство мам и пап настолько боятся, что их малыш сделает что-то не так, что предпочитают все делать за него. Так самостоятельный ребенок не воспитывается.

    Если ребенок начал делать первые шаги, не стоит везде держать его за руку или катать на коляске, боясь, что он упадет и наставит шишек. Задача родителя детей раннего возраста – направлять. Чем взрослее становится малыш, тем больше свободы действий у него должно быть.

    Дайте детям право на ошибку! Если у вас не получается, то придется поработать с повышенной тревожностью и неумением доверять миру и своему ребенку.

  2. Нежелание тратить время на объяснения. Нередко родители выполняют какую-то задачу вместо ребенка не потому, что они слишком тревожны, а потому, что не хотят тратить на это время.

    Гораздо быстрее одеть малыша самому, чем ждать, пока он оденется и завяжет ботинки. Особенно, если это утро и мама с папой опаздывают на работу.

    Хотите, чтобы малыш был самостоятельным? Вставайте раньше, учите, исправляйте ошибки, ждите, но не делайте это вместо них.

  3. Страхи и убеждения родителей. Очень часто от мам звучат такие фразы: «Ему еще рано», «Он еще маленький», «У него не получится», «Он не сможет».

    Когда речь идет о младенце, который только научился переворачиваться набок, то эти фразы не вызывают удивления. А вот когда подобные фразы звучат от мам детей 5-6 лет, то стоит насторожиться.

    Родителям важно отпускать детей по мере их взросления. Недоверие к возможностям своего малыша приводит к несамостоятельности и неуверенности.

  4. Неумение ребенка делать выводы из ошибок. Из любого поступка дети должны делать выводы. Для этого родителям нужно обращать внимания на последствия этих поступков. Если малыш испачкал пол красками, не спешите вытирать его.

    Лучше скажите: «Пол в красках» и дайте ребенку тряпку, чтобы он смог убрать за собой. Не нужно «спасать» ситуацию, научите сына или дочь видеть последствия собственных поступков и исправлять свои ошибки.

    Благодаря этому они приобретут жизненный опыт и вырастут самостоятельными.

  5. Непосильные поручения. Если малышу не по силам какое-то дело, то развить его самостоятельность в этом случае невозможно. Например, ребенок полутора лет не может самостоятельно убрать игрушки, которые вывалились из двух больших коробок. Это ему недоступно физически.

    Самостоятельность нужно развивать постепенно, по шагам. Сначала игрушки, которые разбросал ребенок, убирает родитель. Потом он показывает своему чаду, как это нужно делать и постепенно разделяет с ним этот процесс. Совсем скоро ребенок сможет сам убрать все игрушки, без вашей помощи.

    За любое проявление инициативы и самостоятельности хвалите малыша.

  6. Отсутствие одобрения со стороны взрослых. Без одобрения положительных действий малыш не станет самостоятельный. Ребенок должен понимать, когда он делает что-то правильно. Похвала – это то, что нужно маленькому ребенку не меньше, чем воздух.

    Не нужно хвалить просто так, хвалите за конкретно выполненную задачу или действие. Не говорите малышу общих фраз типа: «Как красиво» или «Молодец». Вместо этого скажите: «Мне очень нравится, как ты нарисовал этот цветок», «Как здорово, что ты самостоятельно зашнуровал ботинки!».

    Подобные фразы будут побуждать малыша к дальнейшему проявлению активности, формировать здоровую самооценку.

Кризис трех лет и самостоятельность

Возрастной кризис – это важный этап в жизни ребенка. Если он его преодолеет, то у него сформируются жизненно важные качества и черты характера. В трехлетнем возрасте малыш переживает кризис, который психологи назвали «Я сам».

Он был назван так не случайно. Именно в это время закладываются основы самостоятельности. Это не говорит о том, что этому качеству не нужно уделять внимание в более раннем возрасте. Очень даже нужно. Но не так активно, как в 3 года.

Читайте так же статью о том, почему ребенок врет.

У трехлетнего малыша возрастает необходимость все делать и пробовать самостоятельно. Родители хотят помочь ему надеть шапку, а он им ответит: «Я сам», захотят нарисовать ему лошадку – и снова получат такой же ответ. Задача взрослых на этом возрастном этапе – давать малышу максимальную свободу действий.

[attention type=yellow]

И только при необходимости направлять его, обучать, давать новую информацию. Если родители будут противиться этому, то воспитать самостоятельность позже будет крайне сложно. Ведь ребенок напрямую сообщает взрослому о том, что он хочет осваивать этот мир сам.

[/attention]

Пока есть такая потребность – удовлетворяйте это желание.

Кстати, о новой информации. Ребенок 3-х лет хочет не только делать все самостоятельно, но и узнать об этом мире как можно больше. Для этого он регулярно задает взрослым один и тот же вопрос: «Почему?». И, как ни странно, ему все равно, что ответит на него взрослый. Ему намного интереснее, «докопаться» до ответа самому.

Родители нужно ему только для того, чтобы «запустить» мыслительный процесс. Если ваш ребенок начал задавать вам вопрос: «Почему?», не спешите с ответом. Задайте ему встречный вопрос: «А как ты сам думаешь?». Малыш начинает думать и отвечать.

Часто его ответы неправильные и даже смешные, но это не страшно, ведь вы проявили внимание и простимулировали его познавательную активность.

Как приучить ребенка к самостоятельности

Самостоятельный ребенок должен воспитываться постепенно, над этим нужно постоянно работать. Рекомендации по воспитанию самостоятельности у детей:

  1. Если вы хотите, чтобы ребенок самостоятельно освоил какое-то действие или задачу, разбейте ее на несколько шагов. Слово «одеться» для малыша ни о чем не говорит. О том, как это сделать расскажите подробно: сначала нужно надеть носки, штаны, кофту, потом обуться и, наконец, надеть шапку и куртку.

  2. Приучайте ребенка к послушанию. На первый взгляд, эта рекомендация кажется парадоксальной. Но это не так. Научить детей чему-то мы сможем только в том случае, если они будут нас слушаться.

  3. Приводите примеры самостоятельности. Лучше всего искать их в книжках, мультфильмах и детских фильмах. Никогда не говорите ребенку: «Вот видишь, какой Ваня молодец – он сам обулся!».

    Это, скорее всего, вызовет протест и нелюбовь к Ване, но не желание стремиться к самостоятельности. Если вы приводите пример, то обязательно обозначьте причинно-следственную связь того или иного поступка.

    Например, Илья внимательно слушал бабушку, и у него получилось самостоятельно завязать шнурки. Бабушка его за это похвалила».

  4. Создавайте ситуации, в которых ребенку будет просто необходимо проявить самостоятельность.

  5. Помогайте малышу, а не делайте это за него. Если он потерпел неудачу, предложите ему свою помощь, а потом добавьте: «А дальше ты попробуешь сделать это сам».

Воспитайте в ребенке самостоятельность – пусть сделает лизуна своими руками. А поможет ему в этом статья о том, как сделать лизуна.

Ленивая мама и самостоятельный ребенок – где взаимосвязь?

Бывают ли у ленивых мам самостоятельные дети? Конечно, да! Но здесь нужно понимать, что ленивой мама может стать только после того, как воспитает у своих детей самостоятельность и ответственность.

Как только цель будет достигнута, маме можно будет и поспать подольше, и с подружкой поболтать. Ведь она будет уверена в том, что ее дети сами умоются, оденутся, есть разогреют и занятие по душе найдут.

По-настоящему самостоятельные дети позволят маме быть ленивой.

А вот детский психолог Анна Быкова считает, что для воспитания у детей самостоятельности, мама все же нужно немного разлениться. И речь здесь не идет об истинной лени, которая воспитывает у ребенка только равнодушие.

Анна считает, что самостоятельным малыш может стать только в ситуациях, где без этого не обойтись. Для этого мамам придется «забыть» о том, что их ребенок чего-то не умеет. Только так малыш будет вынужден  начать это делать самостоятельно.

Пусть неправильно, пусть медленно, но самостоятельно!

Принципы «ленивой мамы» от Анны Быковой

Известный специалист по воспитанию детей Анна Быкова имеет свою методику. Давайте рассмотрим её принципы:

  1. Не делайте за ребенка то, что он научился делать без вашей помощи, чтобы он становился самостоятельный. Ребенок в 1,5 года может кушать ложкой, в 3 – одеваться и обуваться, убирать за собой, в 5 – разогреть себе обед, а в 7 – готовиться к занятиям. Почему же ребенок этого не делает? Да, потому, что все это за него делает мама. Задача родителей – помочь, а не выполнить задачу вместо ребенка.

  2. Узнайте, что может ваш отпрыск. Все дети развиваются по-разному, имеют разные исходные качества, возможно он малыш уже довольно самостоятельный. Ребенок может что-то понимать быстрее, а что-то медленнее. Вряд ли вы найдете таблицу, где четко указано, в каком возрасте можно отправлять одного в магазин, а когда – давать вилку с ножом.

    Если у вас возникает желание сделать что-то вместо сына или дочери, спросите себя: «А почему он не делает этого сам?». Одно дело, если он не может сделать это физически и совсем другое, если просто не хочет.

    Как выйти из этой ситуации? Поговорить с ребенком, задать ему вопросы, погладить по голове, направить, посоветовать, но не взваливать на себя ничего лишнего.

  3. Учите ребенка, а не делайте вместо него. Любое новое действие самостоятельный ребенок должен осваивать поэтапно.

    Сначала ему нужно показать, как это делается, потому сделать это вместе с ним, потом – дать возможность сделать самостоятельно (и при необходимости делать подсказки).

    Учтите, что 2 последних пункта придется выполнять несколько раз, поэтому запаситесь терпением. Чтобы научить свое чадо самостоятельности, придется потратить на это не один час и не один день. Зато потом можно дать себе слабину.

  4. Дайте малышу право на ошибку. Чтобы научиться чему-то новому ребенку придется наделать много ошибок. И родителям нужно дать им такое право.

    Конечно, в большинстве случаев будет проще и быстрее, если это сделает взрослый, но это не принесет ребенку никакой пользы. Важно также научиться не критиковать малыша за любой промах. Любая ошибка – это жизненный опыт.

    Только он может воспитать в человека самостоятельность и ответственность.

  5. Право выбора. Самостоятельный ребенок должен научиться выбирать. Пусть выберет, что он будет на завтрак: гренки или яичницу. Можно предоставить ему возможность выбора одежды, подарка для подруги на день рождения.

  6. Ограничьте запреты. Маленький отпрыск так часто слышит слово «нельзя», что начинает воспринимать этот мир с недоверием. Именно поэтому ему страшно проявлять самостоятельность, совершать ошибки, осваивать что-то новое. Пересмотрите свои запреты, ведь большинство из них – это всего лишь забота о личном удобстве. Намного удобнее запретить малышу брать в руки лейку, чем научить его поливать.

  7. Только положительные эмоции. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, поэтому обучить чему-то малыша можно только с ее помощью.

    Опыт самостоятельности ребенок должен получать с мыслью: «Ой, как это интересно узнать и попробовать». Если ребенок не хочет самостоятельно есть, скажите ему, что ложка у него не обычная, а космическая.

    И чем быстрее он научится ею управлять, тем быстрее отправиться в увлекательное путешествие.

Какой ребенок самостоятельный?

Давайте попробуем выделить качества, по которым можно понять, что у вас самостоятельный ребенок.

  • любознательный. Ему интересен этот мир, и он не видит препятствий в том, чтобы активно его познавать;
  • уверенный в себе. Он доверяет миру и верит в себя. Он не боится сделать ошибки, поэтому осваивает новые задачи. А если у него что-то не получается, он сразу же обратиться за советом к родителям;
  • смышленый. Он не теряет веры в себя, если у него что-то не получается. Он прекрасно понимает, что для достижения цели нужно приложить усилия и не сдаваться после первой неудачи;
  • жизнерадостный. Он не расстраивается по пустякам, он радуется каждому дню.

Самостоятельный ребенок – это в будущем самостоятельный взрослый, способный взять на себя ответственность и решить любую жизненную проблему, которая перед ним возникнет.

по теме

(2 5,00 из 5)
Загрузка… +++++++

Источник: https://ChtoiKak.ru/camostoyatelnyj-rebenok.html

Лечимся дома
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: