Особенности проведения слр у детей

Содержание
  1. Глава 32. Сердечно-легочная реанимация новорожденных
  2. Алгоритм оказания неотложной помощи детям
  3. 1.1. Последовательность реанимационных мероприятий:
  4. 2.2.Осмотр и оценка состояния новорожденного
  5. Автоматический дефибриллятор для реанимации
  6. Сердечно-легочная реанимация у детей
  7. Что такое сердечно-легочная реанимация?
  8. Причины, приводящие к жизнеугрожающим состояниям у детей
  9. Как понять, что произошло нарушение кровообращения?
  10. Авс или сав?
  11. Проведение реанимации
  12. Как создать проходимость дыхательных путей ?
  13. Особенности непрямого массажа сердца у детей
  14. Алгоритм сердечно-легочной реанимации у детей и взрослых: правила оказания неотложной помощи | ОкейДок
  15. Причины остановки сердца
  16. Этапы сердечно-легочной реанимации
  17. Каким образом проводится сердечно-легочная реанимация у взрослых и подростков
  18. Когда прекращать сердечно-легочную реанимацию
  19. Особенности сердечно-легочной реанимации у детей
  20. Сердечно-легочная реанимация у детей: особенности и алгоритм действий
  21. Алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации у детей: подготовка и ИВЛ
  22. Возрастные нормы частоты пульса, АД, частоты дыхательных движений у детей
  23. Сердечно-легочная реанимация у детей: массаж сердца и введение медикаментов
  24. Первичная сердечно-легочная реанимация у детей
  25. Проводит: Донецкий национальный медицинский университет Рекомендован по специальностям: Семейная медицина/Терапия, Анестезиология-реаниматология, Медицина неотложных состояний, Педиатрия/Неонатология

Глава 32. Сердечно-легочная реанимация новорожденных

Особенности проведения слр у детей

Для оказания неотложной помощи при внезапной остановке сердца на выезд приезжает специальная кардиологическая бригада, чья задача – проведение расширенных реанимационных мероприятий и немедленная доставка пациента в больницу. Она работает по протоколу, включающему такую последовательность действий:

  1. Проверка жизненных показателей и постановка диагноза. Для этого применяют более широкий арсенал оборудования, в том числе электрокардиограф. Необходимо исключить другие причины клинической смерти, такие как кровотечение или блокада.
  2. Возобновление проводимости верхних дыхательных путей. Для максимально эффективного обеспечения кислорода делают их интубацию.
  3. Реанимационные мероприятия проводят по тому же алгоритму, что указан выше, но для ИВЛ используют дыхательные маски, мешок Амбу или аппарат искусственной вентиляции.
  4. При наличии мерцательной тахикардии или фибрилляции желудочков на ЭКГ поднимают вопрос о применении дефибрилляции.
  5. Производят медикаментозную поддержку путем внутривенного или внутрисердечного введения таких препаратов как «Адреналин» (1 мл 0,1% в 19 мл раствора NaCl 0,9%) и «Кордарон» (при наличии аритмий, 300 мг в/в).

Алгоритм оказания неотложной помощи детям

1. Основные признаки клинической смерти: отсутствие дыхания, сердцебиения и сознания; исчезновение пульса на крупных артериях (сонные, бедренные); бледный или сероземлистый цвет кожи; зрачки широкие, без реакции их на свет.

Неотложные мероприятия. Оживление ребенка с признаками остановки кровообращения и дыхания надо начинать немедленно, с первых секунд констатации этого состояния.

Два обязательных действия до начала сердечно-легочной реанимации (далее-СЛР):

  • отметить время остановки кровообращения (или начала СЛР);
  • при возможности вызвать на себя специализированную бригаду.

1.1. Последовательность реанимационных мероприятий:

1.1.1. восстановление проходимости дыхательных путей:

  • уложить больного на спину на твердую поверхность (стол, асфальт, пол);
  • очистить механически ротовую полость и глотку от слизи и рвотных масс;
  • слегка запрокинуть голову, выпрямляя дыхательные пути
  • (противопоказано при подозрении на травму шейного отдела), под шею
  • кладут мягкий валик, сделанный из полотенца или простыни;
  • выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вверх, что предупреждает прилегание языка к задней стенке глотки и облегчает доступ воздуха.

1.1.2. восстановление дыхания: начать искусственную вентиляцию легких (далее-ИВЛ) мешком «Амбу» (при отсутствии — экспираторными методами «изо рта в рот» — у детей старше 1 года, «изо рта в рот и нос» — у детей до 1 года), частота дыхательных циклов зависит от возраста пациента:

  • у новорожденных – 40 в 1 мин,
  • у детей первых лет жизни – 20 в 1 мин,
  • у подростков – 15 в 1 мин.

1.1.3. восстановление кровообращения – закрытый массаж сердца (далее – ЗМС): 1.1.3.1. точка приложения силы при компрессии:

  • у детей до 1 года располагается на ширину одного пальца ниже сосковой линии;
  • у детей 1-7 лет — нижняя часть грудины;
  • у детей старше 10 лет — нижняя часть грудины.

1.1.3.2. глубина вдавления грудной клетки:

  • до 1 года — 1,5 — 2,5 см;
  • 1 -7 лет — 2,5 — 3,5 см;
  • старше 10 лет — 4 -5 см.

1.1.3.3. у новорожденных и детей первого года жизни ЗМС производят 2 пальцами, от 1 года до 8 лет – ладонью одной руки, старше 8 лет – кистями обеих рук. 1.1.3.4. частота компрессий в 1 минуту:

  • до 1 года — 100 – 120;
  • 1-8 лет — 80 – 100;
  • старше 8 лет – 80.

1.1.3.5. соотношение между ИВЛ и ЗМС:

  • 1 реаниматор 2 : 15 (2 вдоха – 15 компрессий);
  • у грудных детей соотношение 1 : 5 даже при работе 1 врача;
  • при работе 2 и более реаниматоров соотношение ИВЛ и ЗМС 1 : 5.
  • Состояние ребенка повторно оценивается через 1 минуту после начала реанимации и затем каждые 2-3 мин.

1.2. Критерии эффективности ИВЛ и ЗМС:

  • наличие пульсовой волны на сонных артериях в такт компрессии грудины;
  • уменьшение степени цианоза кожи и слизистых;
  • сужение зрачков и появление реакции на свет.

1.3. Дальнейшие мероприятия по поддержанию жизни: 1.3.1. если сердцебиение не восстанавливается, не прекращая проведения ИВЛ и ЗМС, обеспечить доступ к периферической вене и ввести в/в:

  • 0,18% раствор эпинефрина из расчета 0,01 мл/кг, разводят 1 мл 0,18% эпинефрина на 9 мл 0,9% раствора натрия хлорида и вводят 0,1 мл/кг 0,018% разведенного эпинефрина, по показаниям эту дозу можно повторять через 3-5 мин в течение СЛР;
  • 0,1% раствор атропина сульфата из расчета 0,02 мг/кг (0,02 мл/кг), эту дозу можно повторить через 5 мин, но не более 4 раз на всю СЛР (доза 0,1% атропина не должна превышать 1 мг на всю СЛР);
  • по показаниям (продолжительность СЛР более 8-10 мин) раствор бикарбоната натрия из расчета 1 ммоль/кг (1 мл/кг 8,4% раствора бикарбоната натрия или 2 мл/кг 4% раствора) в/в медленно в течение 2 мин и обязательно при адекватной ИВЛ;
  • для введения эпинефрина и натрия бикарбоната необходимо использовать разные венозные доступы;
  • 2% раствор лидокаина из расчета 1 мг/кг (у новорожденных 0,5 мг/кг) при фибрилляции сердца;

1.3.2. инфузионная терапия:

  • ввести 0,9% раствор натрия хлорида из расчета 10-15 мл/кг (введение растворов глюкозы при СЛР противопоказано);
  • пути введения лекарственных средств при СЛР: в/в, эндотрахеальный.

1.4. электроимпульсная терапия (далее-ЭИТ), показания к применению:

  • фибрилляция желудочков и желудочковая тахикардия;
  • ЭИТ у детей проводят сериями из 3 разрядов: 2 Дж/кг – 4 Дж/кг – 4 Дж/кг.

1.5. показания к прекращению СЛР: отсутствие положительного эффекта от проводимых в полном объеме реанимационных мероприятий в течение 30 мин в условиях нормотермии.
2. Особенности реанимации новорожденных.
2.1. Последовательность действий при реанимационной ситуации:

  • отметить время остановки кровообращения (или начала СЛР);
  • при возможности вызвать на себя специализированную бригаду;
  • насухо вытереть новорожденного;
  • осмотреть и оценить состояние (цвет слизистых, оценка дыхания, частоту сердечных сокращений);
  • очистить ротовую полость;
  • начать реанимационные мероприятия.

2.2.Осмотр и оценка состояния новорожденного

Шкала Апгар не используется для принятия решения о необходимости проведения реанимации, она предназначена для оценки состояния новорожденного не нуждающегося в реанимационной помощи. Решение о начале проведения реанимационных мероприятий принимается на основании 3 критериев. 2.2.1.

Цвет кожи – цианоз слизистых достоверно указывает на наличие гипоксемии. 2.2.2. Оценка спонтанной дыхательной активности – производится с помощью визуальной экскурсии грудной клетки и аускультации с целью установления дыхательных шумов.

Оценка только экскурсий грудной клетки недостаточно, так как возможна обструкция дыхательных путей и в этом случае дыхание будет неэффективным, несмотря на сохраняющуюся экскурсию грудной клетки.

[attention type=yellow]

В норме новорожденный всегда отвечает на тактильную стимуляцию, поэтому при установлении факта наличия недостаточной респираторной активности, первое действие – тактильная стимуляция (похлопывание по подошвам стоп или потирание по спине). Данные действия выполняются не более 2 раз, если нет ответа – выполнять ИВЛ мешком Амбу.

[/attention]

Для выполнения вентиляции мешком Амбу новорожденному с апноэ, неадекватным дыханием, или при наличии центрального цианоза используется 100% кислород.

При адекватном дыхании и частоте сердечных сокращений (далее-ЧСС) более 100 в минуту используется оксигенотерапия не более 5 л/мин через лицевую маску на короткий промежуток времени до восстановления тактильной чувствительности. Как только новорожденный становится розовым, осуществляется пошаговый «уход» от концентрации кислорода. 2.2.3. ЧСС и ритм оцениваются аускультативно. При отсутствии сердечных тонов – проводить вентиляцию мешком Амбу в течение нескольких секунд с последующей повторной оценкой. ЧСС менее 100 ударов – показание для проведения вентиляции мешком Амбу.

2.3. Последовательность реанимационных мероприятий:

  1. восстановление проходимости дыхательных путей:
  2. открыть рот, слегка разогнув голову, и выполнить аспирацию из ротоглотки и носа (аспирация должна проводиться за короткий промежуток времени);
  3. если при аспирации получен меконий – интубация трахеи (таблица 1) и аспирация из трахеобронхиального дерева (в условиях реанимационной бригады) через интубационную трубку (продолжительность манипуляции не более 20 сек);

Your browser does not support HTML5 video.

Автоматический дефибриллятор для реанимации

Это небольшой прибор, который позволяет воздействовать электрическим разрядом через грудную клетку на сердечную мышцу. Эти действия позволяют восстановить кровообращение и запустить сердце.

Не каждая остановка сердца требует проведения дефибрилляции, но портативное устройство позволяет оценить сердечный ритм и определить необходимость нанесения электрических разрядов.

Источник: https://MedBur.ru/serdce/slr-novorozhdennyh-algoritm.html

Сердечно-легочная реанимация у детей

Особенности проведения слр у детей

Сердечно-легочной реанимации у детей

Статистика гласит, что ежегодно число детей, погибших в раннем детском возрасте, неуклонно растет. А ведь если бы рядом в нужный момент оказался человек, умеющий оказать первую помощь и знающий особенности сердечно-легочной реанимации у детей… В ситуации, когда жизнь детей висит на волоске, не должно быть «если бы».

Мы, взрослые, не имеем право на предположения и сомнения.

Каждый из нас обязан владеть техникой проведения сердечно-легочной реанимации, иметь в голове четкий алгоритм действий на случай, если вдруг случай заставит оказаться в том самом месте, в то самое время… Ведь от правильных, слаженных действий до приезда скорой помощи, зависит самое главное — жизнь маленького человека.

Что такое сердечно-легочная реанимация?

Это комплекс мероприятий, которые должен проводить любой человек в любом месте до приезда скорой помощи, при наличии у детей симптомов, указывающих на остановку дыхания и/или кровообращения. Далее речь пойдет именно о базовых реанимационных мероприятиях, которые не требуют специализированной аппаратуры или врачебной подготовки.

Причины, приводящие к жизнеугрожающим состояниям у детей

Помощь при обструкции дыхательных путей

Остановка дыхания и кровообращения наиболее часто встречается среди детей в период новорожденности, а также у детей в возрасте до двух лет. Родителям и окружающим нужно быть предельно внимательным к детям данной возрастной категории.

Часто причинами развития жизнеугрожающего состояния может стать внезапная закупорка органов дыхания инородным телом, а у новорожденных детей — слизью, содержимым желудка.

Нередко встречается синдром внезапной смерти, врожденные пороки и аномалии, утопление, удушение, травмы, инфекции и болезни органов дыхания.

Есть отличия в механизме развития остановки кровообращения и дыхания у детей.

Заключаются они в следующем: если у взрослого человека чаще нарушения кровообращения связаны непосредственно с проблемами кардиального плана (инфаркты, миокардиты, стенокардия), то у детей такая взаимосвязь почти не прослеживается.

На первый план у детей выходит прогрессирующая дыхательная недостаточность без повреждения сердца, а затем развивается и недостаточность кровообращения.

Как понять, что произошло нарушение кровообращения?

Проверка пульса у ребенка

Если есть подозрения, что с малышом что-то не так, необходимо окликнуть его, задать простые вопросы «как тебя зовут?», «все в порядке?», если перед Вами ребенок 3-5 лет и старше.

Если пациент не реагирует, или вовсе без сознания, необходимо незамедлительно проверить дышит ли он, есть ли у него пульс, сердцебиение.

Об нарушении кровообращения будет свидетельствовать:

  • отсутствие сознания,
  • нарушение/отсутствие дыхания,
  • пульс на крупных артериях не определяется,
  • сердечные толчки не слышны,
  • зрачки расширены,
  • рефлексы отсутствуют.

Проверка наличия дыхания

Время, за которое необходимо определить, что произошло с ребенком не должно превышать 5-10 секунд, после чего необходимо приступать к сердечно-легочной реанимации у детей, вызвать скорую помощь.

Если Вы не умеете определять пульс, не стоит тратить на это время.

Первым делом убедитесь, сохранено ли сознание? Наклонитесь над ним, позовите, задайте вопрос, если он не отвечает — ущипните, сдавите руку, ногу.

Если реакции на Ваши действия со стороны ребенка не наступает — он без сознания.

Убедиться в отсутствии дыхания можно прислонившись щекой и ухом максимально близко к его лицу, если Вы не ощущаете на своей щеке дыхания пострадавшего, а также видите, что его грудная клетка не поднимается от дыхательных движений, это свидетельствует об отсутствии дыхания. Медлить нельзя! Необходимо переходить к приемам реанимации у детей!

Авс или сав?

Обеспечение проходимости дыхательных путей

До 2010 года существовал единый стандарт оказания реанимационной помощи, который имел следующую аббревиатуру: АВС. Свое название она получила от первых букв английского алфавита.

А именно:

  • А — air (воздух) — обеспечение проходимости дыхательных путей;
  • В — breathe for victim — вентиляция легких и доступ кислорода;
  • С — circulation of blood — сжатия грудной клетки и нормализация циркуляции крови.

После 2010 года Европейским советом по реанимации были изменены рекомендации, согласно которым на первое место при проведении реанимационных мероприятий выходит проведение непрямого массажа сердца (пункт С), а не А. Аббревиатура поменялась с «АВС» на «СВА».

Но эти изменения возымели эффект среди взрослого населения, у которых причиной критических ситуаций является в большинстве своем сердечная патология.

Среди детского населения, как было указано выше, нарушения респираторные превалируют над сердечной патологией, поэтому среди детей по-прежнему руководствуются алгоритмом «АВС», по которому прежде всего обеспечивается проходимость дыхательных путей и дыхательная поддержка.

Проведение реанимации

Если ребенок находится без сознания, дыхание отсутствует или есть признаки его нарушения, необходимо убедиться, что дыхательные пути проходимо и сделать 5 вдохов рот в рот или рот в нос.

Если в критическом состоянии находится малыш до 1 года, не стоит делать слишком сильные искусственные вдохи в его дыхательные пути, учитывая небольшую емкость маленьких легких. После проведения 5 вдохов в дыхательные пути пациента, следует снова проверить витальные признаки: дыхание, пульс.

Если они отсутствуют, необходимо приступать к непрямому массажу сердца. На сегодняшний день принято соотношение числа сжатий грудной клетки и числа вдохов 15 к 2 у детей (у взрослых людей 30 к 2).

Как создать проходимость дыхательных путей ?

Голова должна быть в таком положении, чтобы дыхательные пути были проходимы

Если маленький пациент находится без сознания, то часто в его дыхательные пути западает язык, либо в положении на спине затылок способствует сгибанию шейного отдела позвоночника, и дыхательные пути будут закрыты. И в том и в другом случае искусственное дыхание не принесет никаких положительных результатов — воздух будет упираться в барьеры и не сможет попасть в легкие. Что следует делать во избежание этого?

  1. Необходимо разогнуть голову в шейном отделе. Попросту говоря, запрокинуть голову назад. Следует избегать слишком сильного запрокидывания, поскольку в этом случае может сместиться гортань вперед. Разгибание должно быть плавным, шея должна быть незначительно разогнута. Если есть подозрение, что у пациента травмирован позвоночник в шейном отделе, запрокидывание производить нельзя!
  2. Откройте рот пострадавшему, стараясь вывести нижнюю челюсть вперед и на себя. Осмотрите полость рта, удалите излишки слюны или рвотные массы, инородное тело, если таковое имеется.
  3. Критерием правильности, обеспечивающим проходимость дыхательных путей, служит следующее такое положение ребенка, при котором его плечо и наружный слуховой проход располагаются на одной прямой линии.

«Безопасное» положение

Если после вышеописанных действий дыхание восстановилось, Вы почувствовали движения грудной клетки, живота, поток воздуха изо рта ребенка, а также выслушивается сердцебиение, пульс, то другие приемы сердечно-легочной реанимации у детей проводить не следует. Необходимо повернуть пострадавшего в положение на бок, при котором его верхняя нога будет согнута в коленном суставе и выдвинута вперед, при этом голова, плечи и тело располагаются на боку.

Это положение еще называют «безопасным», т.к. оно предотвращает обратную обтурацию дыхательных путей слизью, рвотными массами, стабилизирует позвоночник, обеспечивает хороший доступ для наблюдения за состоянием ребенка.

После того, как маленький пациент уложен в безопасное положение, у него сохранено дыхание и прощупывается пульс, восстановились сердечные сокращения, необходимо наблюдать за ребенком и дожидаться приезда скорой.

Но не во всех случаях.

После выполнения критерия «А», восстанавливается дыхание. Если этого не произошло, отсутствует дыхание и сердечная деятельность, следует незамедлительно проводить искусственную вентиляцию и непрямой массаж сердца.

Вначале выполняют 5 вдохов подряд, длительность каждого вдоха примерно 1,0-,1,5 секунды. У детей старше 1 года выполняют вдохи «рот в рот», у детей до года — «рот в рот», «рот в рот и нос», «рот в нос».

Если после произведенных 5 искусственных вдохов признаки жизни по-прежнему отсутствуют, то приступают к непрямому массажу сердца в соотношении 15:2

Особенности непрямого массажа сердца у детей

Надавливания на грудную клетку для детей

При остановке сердца у детей непрямой массаж может оказаться весьма эффективным и вновь «запустить» сердце. Но только в том случае, если он проведен правильно, с учетом возрастных особенностей маленьких пациентов. При проведении непрямого массажа сердца у детей следует помнить следующие особенности:

  1. Рекомендуемая частота сжатия грудной клетки у детей 100-120 в минуту.
  2. Глубина надавливания на грудную клетку для детей до 8 лет — около 4 см, старше 8 лет — около 5 см. Надавливания должны быть достаточно сильными и быстрыми. Не следует бояться совершать глубокие надавливания. Поскольку слишком поверхностные компрессии не приведут к положительному результату.
  3. У детей на первом году жизни надавливания выполняют двумя пальцами, у более старших — основанием ладони одной руки или обеих рук.
  4. Руки располагаются на границе средней и нижней трети грудины.

Источник: https://ZabSerdce.ru/serdce/serdechno-legochnoj-reanimacii-deti.html

Алгоритм сердечно-легочной реанимации у детей и взрослых: правила оказания неотложной помощи | ОкейДок

Особенности проведения слр у детей

Нечасто, но бывают такие случаи: шел человек по улице, ровно, уверенно и вдруг упал, перестал дышать, синеет. В таких случаях обычно окружающие вызывают «Скорую» и долго ждут.

Через пять минут прибытие специалистов уже не нужно — человек умер.

И исключительно редко рядом оказывается человек, знающий алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации и способный применить свои действия на деле.

Причины остановки сердца Этапы сердечно-легочной реанимации Каким образом проводится сердечно-легочная реанимация у взрослых и подростков Особенности сердечно-легочной реанимации у детей

Причины остановки сердца

В принципе любая болезнь может вызвать остановку сердца. Поэтому перечислять все те сотни заболеваний, которые известны специалистам, бессмысленно да и незачем. Однако наиболее часто к остановке сердца приводят:

  • сердечные заболевания;
  • травмы;
  • утопления;
  • удары электрическим током;
  • интоксикации;
  • инфекции;
  • остановка дыхания в случае аспирации (вдыхания) инородного тела — эта причина чаще всего возникает у детей.

Впрочем, независимо от причины, алгоритм действий при сердечно-легочной реанимации всегда остается одинаковым.

Этапы сердечно-легочной реанимации

В фильмах очень часто показывают попытки героев реанимировать умирающего человека. Обычно это выглядит так — к неподвижно лежащему пострадавшему подбегает положительный персонаж, падает рядом с ним на колени и начинает интенсивно давить ему на грудь.

Всем своим артистизмом он показывает драматичность момента: подпрыгивает над человеком, дрожит, плачет или кричит. Если дело происходит в больнице, врачи обязательно сообщают, что «он уходит, мы его теряем». Если по замыслу сценариста пострадавший должен жить — он выживет.

Однако шансов на спасение в реальной жизни у такого человека нет, так как «реаниматор» все сделал неправильно.

[attention type=red]

В 1984 году австрийский анестезиолог Петер Сафар предложил систему АВС. Этот комплекс лег в основу современных рекомендаций по сердечно-легочной реанимации и уже более 30 лет этим правилом пользуются все без исключения врачи. В 2015 году Американская ассоциация кардиологов выпустила обновленное руководство для практических специалистов, в котором детально освещены все нюансы алгоритма.

[/attention]

Алгоритм АВС — это последовательность действий, дающих максимальный шанс пострадавшему на выживание. Суть его заключена в самом его названии:

  • Airway – дыхательные пути: выявление их закупорки и ее устранение, чтобы обеспечить проходимость гортани, трахеи, бронхов;
  • Breathing – дыхание: проведение искусственного дыхания по специальной методике с определенной частотой;
  • Circulation – обеспечение кровообращения при остановке сердца путем его наружного (непрямого массажа).

Сердечно-легочная реанимация по алгоритму АВС может проводиться любым человеком, даже не обладающим медицинским образованием. Это — те базовые знания, которыми должен владеть каждый.

Каким образом проводится сердечно-легочная реанимация у взрослых и подростков

В первую очередь вам следует обеспечить безопасность пострадавшего, не забывая и о себе. Если вы извлекли человека из попавшей в аварию машины, немедленно оттащите его подальше от нее. Если рядом бушует пожар — сделайте то же самое. Переместите пострадавшего в любое ближайшее безопасное место и приступайте к следующему этапу.

Сейчас нужно убедиться, что человек действительно нуждается в СЛР. Для этого спросите его «Как вас зовут?» Именно этот вопрос лучше всего привлечет внимание пострадавшего, если он находится в сознании, пусть даже помутненном.

Если он не отвечает, потормошите его: слегка ущипните за щеку, похлопайте по плечу. Не перемещайте пострадавшего без лишней необходимости, так как вы не можете быть уверены в отсутствии травм, если обнаружили его уже в бессознательном состоянии.

При отсутствии сознания убедитесь в наличии или отсутствии дыхания. Для этого приложите ухо ко рту пострадавшего. Здесь действует правило «Видеть. Слышать. Осязать»:

  • вы видите движения грудной клетки;
  • вы слышите звук выдыхаемого воздуха;
  • вы осязаете щекой движение воздуха.

В кино часто для этого прикладывают ухо к груди. Этот метод сравнительно действенен, только если грудная клетка больного полностью обнажена. Даже один слой одежды исказит звук и вы ничего не поймете.

Одновременно с проверкой дыхания вы можете выяснить наличие пульса. Не ищите его на запястье: лучший способ выявления пульса — пальпация сонной артерии.

Для этого поместите указательный и безымянный палец на верхушку «адамова яблока» и сместите их в сторону задней части шеи, пока пальцы не упрутся в мышцу, проходящую сверху вниз.

Если пульсация отсутствует, значит сердечная деятельность остановилась и необходимо приступать к спасению жизни.

Внимание! На проверку наличия пульса и дыхания у вас есть 10 секунд!

Следующий этап — убедитесь, что во рту у пострадавшего нет никаких инородных тел.

Ни в коем случае ищите их наощупь: у человека могут начаться судороги и ваши пальцы попросту откусят либо вы можете случайно сорвать искусственную коронку зуба или мост, которые попадут в дыхательные пути и вызовут асфиксию. Удалять можно только те инородные тела, которые видны снаружи и находятся близко к губам.

Теперь привлеките внимание окружающих, попросите их вызвать «Скорую», а если вы одни — сделайте это сами (звонок в тревожные службы — бесплатный), после чего начинайте проводить сердечно-легочную реанимацию.

Положите человека на спину на твердой поверхности — земля, асфальт, стол, пол. Запрокиньте его голову, выдвиньте нижнюю челюсть вперед и приоткройте рот пострадавшего — это предотвратит западение языка и позволит эффективно проводить искусственное дыхание (тройной маневр Сафара).

[attention type=green]

При подозрении на травму шеи или если человек был обнаружен уже без сознания, ограничьтесь только выдвижением нижней челюсти и приоткрыванием рта (двойной маневр Сафара). Иногда этого оказывается достаточным, чтобы человек начал дышать.

[/attention]

Внимание! Наличие дыхания практически стопроцентно свидетельствует о том, что сердце человека работает. Если пострадавший дышит, его следует повернуть набок и оставить в таком положении до прибытия врачей. Наблюдайте за пострадавшим ,каждую минуту проверяя наличие пульса и дыхания.

При отсутствии пульса начинайте наружный массаж сердца. Для этого, если вы правша, то поместите основание правой ладони на нижнюю треть грудины (2-3 см ниже условной линии, проходящей через соски). Наложите на него основание левой ладони и переплетите пальцы, как показано на рисунке.

Руки должны быть прямыми! Нажимайте всем телом на грудную клетку пострадавшего с частотой 100-120 нажатий в минуту. Глубина нажатия — 5-6 см. Не делайте больших перерывов — отдыхать можно не более 10 секунд. Давайте грудной клетке полностью расправиться после нажатия, но не отрывайте рук от нее.

Наиболее эффективный метод искусственного дыхания — «изо рта в рот». Для его проведения после тройного или двойного маневра Сафара накройте рот пострадавшего своим ртом, зажмите его нос пальцами одной руки и произведите энергичный выдох длительностью 1 секунда. Дайте больному выдохнуть.

Эффективность искусственного дыхания определяется движениями грудной клетки, которая должна подниматься и опускаться при вдохе-выдохе. Если этого нет, значит у человека закупорены дыхательные пути. Проверьте еще раз ротовую полость — возможно, вы увидите инородное тело, которое можно извлечь. В любом случае не прерывайте сердечно-легочную реанимацию.

ВНИМАНИЕ! По рекомендациям Американской ассоциации кардиологов вы можете отказаться от проведения искусственного дыхания, так как компрессии грудной клетки обеспечивают организму необходимый минимум воздуха.

Однако искусственное дыхание повышает на несколько процентов вероятность положительного эффекта от СЛР.

  Поэтому по возможности его все-таки следует проводить, помня о том, что человек может быть болен инфекционным заболеванием типа гепатита или ВИЧ-инфекции.

Один человек не способен одновременно и нажимать на грудную клетку и проводить искусственное дыхание, поэтому действия следует чередовать: после каждых 30 нажатий должны производиться 2 дыхательных движения.

Каждые две минуты следует останавливаться и проверять наличие пульса. Если он появится — нажатия на грудную клетку следует прекратить.

Подробный алгоритм проведения  сердечно-легочной реанимации взрослым и подросткам представлен в видео-обзоре:

Когда прекращать сердечно-легочную реанимацию

Прекращение сердечно-легочной реанимации производится:

  • при появлении самостоятельного дыхания и пульса;
  • при появлении признаков биологической смерти;
  • спустя 30 минут после начала реанимационных мероприятий;
  • если реаниматор полностью истощен физически и не способен дальше производить СЛР.

Многочисленные исследования показывают, что проведение сердечно-легочной реанимации более 30 минут может привести к появлению сердечного ритма. Однако за это время кора головного мозга погибает и человек не способен прийти в себя. Именно поэтому установлен получасовой интервал, в течение которого у пострадавшего есть шанс на выздоровление.

Особенности сердечно-легочной реанимации у детей

В детском возрасте более частой причиной клинической смерти является асфиксия. Поэтому этой категории пациентов особенно важно проводить весь комплекс реанимационных мер — и наружный массаж сердца, и искусственное дыхание.

Обратите внимание: если взрослого человека допускается оставить на очень короткое время для того, чтобы позвать на помощь, то ребенку сначала надо в течение двух минут проводить СЛР, и лишь после этого можно отлучиться на несколько секунд.

Проводить нажатия грудной клетки у ребенка следует с той же частотой и амплитудой, что и у взрослых. В зависимости от его возраста нажимать можно двумя или одной рукой. У грудничков эффективен метод, при котором грудную клетку малыша обхватывают обеими ладонями, помещая большие пальцы на середину грудины, а остальные плотно прижимают к бокам и спинке. Нажатия производят большими пальцами.

[attention type=yellow]

Соотношение нажатий и дыхательных движений у детей может быть либо 30:2, либо если реаниматоров двое — 15:2. У новорожденных соотношение составляет 3 нажатия на одно дыхательное движение.

[/attention]

Рекомендуем посмотреть видео-обзор, в котором доктор Комаровский рассказывает об особенностях сердечно-легочной реанимации детей: 

Остановка сердца — не такое редкое явление, как кажется, и своевременно оказанная помощь может дать человеку неплохой шанс на дальнейшую жизнь. Обучиться алгоритму действий в экстренных ситуациях может каждый. Для этого даже не нужно поступать в медицинский институт. Достаточно просмотра качественных обучающих видео по сердечно-легочной реанимации, нескольких уроков с инструктором и периодического обновления знаний — и вы сможете стать пусть непрофессиональным, но спасателем. И кто знает, может быть, когда-нибудь вы дадите кому-то шанс на жизнь.

Бозбей Геннадий Андреевич, врач скорой медицинской помощи

99,515  1 

(188 голос., 4,60 из 5)
Загрузка…

Источник: https://okeydoc.ru/algoritm-serdechno-legochnoj-reanimacii-u-detej-i-vzroslyx-pravila-okazaniya-neotlozhnoj-pomoshhi/

Сердечно-легочная реанимация у детей: особенности и алгоритм действий

Особенности проведения слр у детей

Алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации у детей включает пять этапов. На первом выполняют подготовительные мероприятия, На втором – проверяют проходимость дыхательных путей. На третьем этапе выполняется искусственная вентиляция легких. Четвертый этап заключается в непрямом массаже сердца. Пятый – в правильной медикаментозной терапии.

Алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации у детей: подготовка и ИВЛ

При подготовке к сердечно-легочной реанимации у детей проверяют наличие сознания, самостоятельного дыхания, пульса на сонной артерии. Также подготовительный этап включает выявление наличия травм шеи и черепа.

Следующий этап алгоритма сердечно-легочной реанимации у детей – проверка проходимости дыхательных путей.

Для этого ребенку открывают рот, очищают верхние дыхательные пути от инородных тел, слизи, рвотных масс, запрокидывают голову, приподнимают подбородок.

При подозрении на травму шейного отдела позвоночника перед началом помощи фиксируют шейный отдел позвоночника.

При проведении сердечно-легочной реанимации детям выполняют искусственную вентиляцию легких (ИВЛ).

У детей до года. Ртом обхватывают рот и нос ребенка и плотно прижимают губы к коже его лица. Медленно, в течение 1-1,5 секунд равномерно вдыхают воздух до видимого расширения грудной клетки. Особенность сердечно-легочной реанимации у детей в этом возрасте заключается в том, что дыхательный объем не должен быть больше объема щек.

У детей старше года. Ребенку зажимают нос, обхватывают губами его губы, одновременно запрокидывая ему голову и приподнимая подбородок. Медленно выдыхают воздух в рот больного.

При повреждении ротовой полости ИВЛ проводят методом «рот в нос».

Частота дыхания: до года: 40-36 в минуту, от 1 до 7 лет 36-24 в минуту, старше 8 лет 24-20 в минуту (нормальные частота дыхания и показатели АД в зависимости от возраста представлены в таблице).

Возрастные нормы частоты пульса, АД, частоты дыхательных движений у детей

ВозрастПоказатель
Частота пульса, в минутуАД (систолическое), мм рт. ст.Частота дыхательных движений, в минуту
Новорожденный130-14070/3540-60
9-13 дней120-13070/4040-45
1 месяц120-13075/4040-45
2 месяца120-13075/4040-45
3-5 месяцев120-13085/503540
6-11 месяцев120-12594/5530-35
1 год120-12596/5830-35
2 года110-11596/5825-30
3 года105-11096/5825-30
4 года100-10596/5825
5 года98-10098/6025
6 лет90-9598/6025
7 лет85-90100/6524
8 лет80-85100/6522-24
9-10 лет78-80105/7020-22
11-12 лет75-82110/7018-20
13-14 лет72-80120/7016-18

Сердечно-легочная реанимация у детей: массаж сердца и введение медикаментов

Далее, следуя правильному алгоритму действий при сердечно-легочной реанимации у детей, выполняется наружный (непрямой) массаж сердца.

Ребенка укладывают на спину. Детям до 1 года надавливают на грудину 1—2 пальцами. Большие пальцы рук располагают на передней поверхности грудной клетки малыша так, чтобы их концы сходились на точке, расположенной на 1 см ниже линии, мысленно проведенной через левый сосок. Остальные пальцы должны находиться под спиной ребенка.

Детям старше 1 года массаж сердца проводят основанием одной кисти или обеими кистями (в более старшем возрасте), стоя сбоку.

Подкожные, внутрикожные и внутримышечные инъекции малышам делают так же, как и взрослым. Но этот путь введения медикаментов не очень эффективен — действовать они начинают минут через 10-20, а такого времени иногда просто нет.

Дело в том, что любое заболевание у детей развивается молниеносно. Самое простое и безопасное — поставить больному крохе микроклизму; лекарственное средство разводят теплым (37-40 °С) 0,9%-ным раствором натрия хлорида (3,0-5,0 мл) с добавлением 70% этилового спирта (0,5-1,0 мл).

Через прямую кишку вводят 1,0-10,0 мл препарата.

Особенности проведения сердечно-легочной реанимации у детей заключаются в дозировке используемых лекарственных препаратов.

Адреналин (эпинефрин): 0,1 мл/кг или 0,01 мг/кг. 1,0 мл препарата разводят в 10,0 мл 0,9%-ного раствора натрия хлорида; в 1 мл этого раствора содержится 0,1 мг препарата. При невозможности сделать быстрый расчет по весу больного адреналин применяют по 1 мл на год жизни в разведении (0,1% — 0,1 мл/год чистого адреналина).

Атропин: 0,01 мг/кг (0,1 мл/кг). 1,0мл 0,1%-ного атропина разводят в 10,0 мл 0,9%-ного раствора натрия хлорида, при этом разведении можно вводить препарат по 1 мл на год жизни. Введение можно повторять каждые 3-5 минуты до достижения общей дозы 0,04 мг/кг.

Лидокаин: 10%-ный раствор— 1 мг/кг.

Натрия гидрокарбонат: 4% -ный раствор — 2 мл/кг.

Раствор натрия хлорида: 0,9%-ный раствор — 20 мл/кг.

Статья прочитана 17 943 раз(a).

Открытые раны и закрытые повреждения мягких тканей – травмы, от которых не застрахованы ни взрослые, ни дети, но в детском возрасте риск получить ушиб, вывих, растяжение …

Чаще всего симптомы отека гортани связывают с аллергическими причинами и лечение, зачастую назначают для устранения аллергических реакций. Между тем, возникать это …

Аллергические заболевания нередко являются причиной скоропостижной смерти и относятся к разряду одних из самых опасных. Одна из таких болезней – отек Квинке, этиологию, …

При классификации судорожного синдрома у детей учитывается этиология и патогенез состояния. Судороги у ребенка могут быть фебрильными менингеальными, аффективно-респираторными …

[attention type=red]

Вне зависимости от способа попадания ядовитых веществ в организм при остром отравлении необходимо незамедлительное оказание медицинской помощи. Интенсивная терапия …

[/attention]

В числе прочих неотложных состояний в акушерстве выделяют отслойку плаценты, осложненный токсикоз, эклампсию, эклампсический приступ и другие патологии, любая из которых …

В последней редакции МКБ все виды ожогов по степеням кодируются под индексами с Т20 по Т32. При классификации ожогов в современных медсправочниках учитываются глубина …

Из всех типов утопления чаще всего диагностируется истинное, которое связано с непосредственным проникновением воды в дыхательные пути. Есть и другие виды утопления, …

Переохлаждение и перегревание организма квалифицируются как неотложные состояния, спровоцированные негативным воздействием температурных факторов. В зависимости …

Если у детей развивается лихорадка, особых признаков для беспокойства нет: организм самостоятельно пытается бороться с патогенами, повышая свою температуру. Но в том …

Все виды кровотечений, кодирующиеся в МКБ-10 как R58, подразделяют на наружные и внутренние. При классификации этого состояния учитываются сроки, за которые кровь истекает …

В числе неотложных состояний сердечно-сосудистой системы, требующих экстренной помощи, выделяют тяжелые патологии органов, отвечающих за обеспечение циркуляции крови. …

[attention type=green]

Само словосочетание «неотложное состояние» четко и недвузначно характеризует реальное положение дел – это состояние, оказание помощи при котором не терпит даже малейших …

[/attention]

В числе неотложных состояний у детей, требующих экстренной помощи, отдельно выделяют патологические кризы верхних дыхательных путей. В частности, речь идет о дыхательной …

Вне зависимости от вида комы неотложная медицина предписывает сходный алгоритм действий. Оказывая помощь, необходимо учитывать степень выраженности патонарушений …

Организация работы скорой медицинской помощи в России и требования, которые обязаны соблюдать сотрудники выездных бригад, прописаны в соответствующем приказе Минздрава …

При любых видах химических ожогов кожи пострадавшим необходимо оказать доврачебную помощь. При доставке в медучреждение такие пациенты обязательно получают противостолбнячную …

Термин «рана» медики применяют в том случае, если в результате травмы, вызванной механическим воздействием, нарушается целостность покровов, тканей или органов. Классификация …

Источник: https://med-pomosh.com/?p=6002

Первичная сердечно-легочная реанимация у детей

Особенности проведения слр у детей

› Сердечные заболевания

15.12.2019

Под внезапной остановкой сердца понимают клинический синдром, который характеризуется исчезновением признаков сердечной деятельности (прекращением пульсации на бедренной и сонных артериях, отсутствием сердечных тонов), а также остановкой спонтанного дыхания, потерей сознания и расширением зрачков.

Эти симптомы являются важнейшими диагностическими критериями остановки сердца, которая может быть предусмотренной или внезапной. Остановка сердца, которая предполагается, может наблюдаться в терминальном состоянии, под которой имеют во внимании период угасания жизнедеятельности организма.

Терминальное состояние может возникнуть в результате критического расстройства гомеостаза вследствие заболевания или неспособности организма адекватно ответить на внешнее действие (травму, переохлаждение, перегревы, отравления и так далее). Остановка сердца и прекращение кровообращения могут быть связаны с асистолией, желудочковой фибрилляцией и коллапсом.

Остановка сердца всегда сопровождаются остановкой дыхания; как и внезапная остановка дыхания, связана с обструкцией дыхательных путей, угнетением ЦНС или нейромышечным параличом, она может закончиться остановкой сердца.

Последовательность реанимационных мероприятий у детей в общих чертах похожа с такой у взрослых, но есть особенности.

Если реанимация взрослых основана на факте первичности сердечной недостаточности, то у ребенка остановка сердца — это финал процесса постепенного угасания физиологических функций организма, инициированного, как правило, дыхательной недостаточностью.

Первичная остановка сердца у детей очень редка, желудочковая фибрилляция и тахикардия являются ее причинами менее чем в 15% случаев. Много детей имеют относительно длинную фазу «предостановки», что и определяет необходимость ранней диагностики данной фазы.

[attention type=yellow]

Не теряя времени на выяснение причины остановки сердца или дыхания, сразу же приступают к лечению, которое включает следующий комплекс мероприятий. Опускают головной конец кровати, поднимают нижние конечности, создают доступ к грудной клетке и голове.

[/attention]

Для обеспечения проходимости дыхательных путей слегка забросают голову назад, поднимают вверх нижнюю челюсть и производят 2 медленных вдувания воздуха в легкое ребенка (1-1,5 секунды на 1 вдох). Объем вдоха должен обеспечивать минимальную экскурсию грудной клетки.

Форсированное вдувание воздуха вызывает раздувание желудка, которое резко ухудшает эффективность реанимации! Вдувания проводят любым методом — «изо рта в рот», «рот — маска» или используют дыхательные приспособления «мешок — маска», «мех — маска».

Тем не менее, у детей грудного возраста существуют особенности выполнения этих манипуляций:

— не следует чрезмерно забрасывать голову ребенка;

— не следует сдавливать мягкие ткани подбородка, поскольку это может вызвать обструкцию дыхательных путей.

Если вдувание воздуха не дает эффекта, то необходимо улучшить проходимость дыхательных путей, придав им целесообразное анатомическое положение разгибанием головы. Если эта манипуляция также не дала эффекта, то необходимо освободить дыхательные пути от инородных тел и слизи, продолжить дыхание с частотой 20-30 в 1 мин.

Методика устранения обструкции дыхательных путей, вызванной инородным телом, зависит от возраста ребенка. Очищение пальцем верхних дыхательных путей вслепую у детей не рекомендуют использовать, поскольку в этот момент можно протолкнуть инородное тело глубже.

Если инородное тело видно, его можно удалить, используя зажим Келли или пинцет Меджила. Нажатие на живот не рекомендуют применять у детей до одного года, поскольку при этом существует угроза повреждения органов брюшной полости, особенно печени.

Ребенку в этом возрасте можно оказать помощь, удерживая его на руке в позиции «всадника» с главой, опущенной ниже туловища. Голову ребенка поддерживают рукой вокруг нижней челюсти и грудной клетки. По спине между лопатками быстро наносят четыре удара проксимальной частью ладони.

[attention type=red]

Потом ребенка укладывают на спину так, чтобы голова была ниже туловища на протяжении всего приема, и выполняют четыре нажатия на грудную клетку. Если ребенок очень большой, для того, чтобы поместить его на предплечье, его помещают на бедре так, чтобы голова находилась, ниже туловища.

[/attention]

После очищения дыхательных путей и восстановление их свободной проходимости при отсутствии спонтанного дыхания начинают искусственную вентиляцию легких. У детей старшего возраста или взрослых при обструкции дыхательных путей инородным телом рекомендуют использовать прием Хеймлиха — серию субдиафрагмальных нажатий.

Неотложная крикотиреотомия — один из вариантов поддержки проходимости дыхательных путей у больных, которым не удается интубировать трахею.

Методика непрямого массажа сердца. Используя 2 или 3 пальца правой руки, нажимают на грудину в месте, расположенном на 1,5-2см ниже за пересечения грудины с сосковой линией. У новорожденных и детей грудного возраста нажатия на грудину можно производить, расположив большие пальцы обеих рук в указанном месте, обхватив ладонями и пальцами грудную клетку.

Глубина прогибания грудины вглубь составляет от 0,5 до 2,5см, частота нажатий не меньше 100 раз в 1 мин., соотношение нажатий и искусственного дыхания — 5:1. Массаж сердца проводят, положив пациента на твердую поверхность, или подложив под спину ребенка грудного возраста левую руку.

У новорожденных и грудных детей приемлемый асинхронный метод вентиляции и массажа без соблюдения пауз для вдохов, которое повышает минутный кровоток.

Критерии эффективности реанимации — появление выразительной пульсации на бедренных и сонных артериях, сужение зрачков. Желательно выработать экстренную интубацию трахеи и обеспечить ЭКГ — контроль за сердечной деятельностью.

Если на фоне массажа сердца и ИВЛ сердечная деятельность не восстанавливается, то внутривенно вводят 0,01 мг/кг адреналина гидрохлорида (эпинефрина), потом натрия гидрокарбонат — по 1-2 ммоль/кг.

Если внутривенное введение невозможно, то как крайнее мероприятие — обращаются к внутрисердечному, сублингвальному или эндотрахеальному введению препаратов. Целесообразность использования во время реанимации препаратов кальция в данное время поставлена под сомнение.

[attention type=green]

Для поддержки сердечной деятельности после ее восстановления вводят Допамин или Добутамин (добутрекс) — по 2-20 мкг/кг в 1 мин.

[/attention]

При фибрилляции желудочков назначают лидокаин — по 1 мг/кг внутривенно, при отсутствии эффекта показана экстренная электродефибрилляция (2 Вт/кг в 1 сек). При необходимости ее делают повторно — 3-5 Вт/кг в 1 сек.

Читать еще:  Симптомы левожелудочковой сердечной недостаточности

На протяжении сердечно-легочной реанимации важно быстро обеспечить доступ к венозному руслу. Центральный венозный доступ лучше, чем периферический, поскольку существует значительная задержка циркуляции лекарства, введенного через периферическую вену, хотя дозы препаратов одинаковые.

Внутривенный доступ производится таким образом.

Дети младше 5 лет:

· первая попытка — периферическая линия, если нет успеха на протяжении 90 секунд — внутрикостная линия;

· позднее — центральная линия (бедренная, внутренняя и внешняя яремные вены, подключичная), венесекция подкожной вены голени.

Дети старше 5 лет:

· первая попытка — периферическая линия;

· вторая попытка — центральная линия или венесекция подкожной вены голени.

Все медикаменты, используемые на протяжении сердечно-легочной реанимации, и все жидкости, включая целостную кровь, могут быть введены внутрикостно.

Стандартную иглу 16-18G, иглу для спинальной пункции со стилетом или костковомозговую иглу вводят в переднюю поверхность большеберцовой кости на 1-3 см ниже ее горбистости.

Иглу направляют под углом 90 градусов к медиальной поверхности большеберцовой кости, лишь бы не повредить эпифиз.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения:На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9122 — | 7289 — или читать все.

Проводит: Донецкий национальный медицинский университет
Рекомендован по специальностям: Семейная медицина/Терапия, Анестезиология-реаниматология, Медицина неотложных состояний, Педиатрия/Неонатология

Источник: https://amt-market.ru/serdechnye-zabolevaniya/pervichnaya-serdechno-legochnaya-reanimatsiya-u-detej.html

Лечимся дома
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: