Особенности вегетативной нервной системы у детей

Содержание
  1. Особенности функционирования вегетативной нервной системы у детей в период первого и второго детства
  2. Ваготония
  3. Вегето-сосудистая дистония у детей: симптомы, диагностика и лечение
  4. Возможные осложнения у детей и подростков
  5. Классификация
  6. Лечение вегетативной дисфункции
  7. Лечение всд
  8. Методы диагностики
  9. Прогноз и профилактика вегето-сосудистой дистонии у детей
  10. Симпатикотония
  11. Симптомы всд
  12. Синдром вегетативной дисфункции у детей. синдром вегетативной дисфункции: причины и лечение :
  13. Синдром вегетативной дисфункции у детей и подростков: причины, симптомы, лечение
  14. Причины ВСД:
  15. Типы ВСД
  16. Питание
  17. Фитотерапия
  18. Ноотропы
  19. Адаптогены
  20. Тема 10. особенности вегетативной нервной системы детей
  21. Строение и типы нервной системы: структурная классификация
  22. Центральная нервная система
  23. Спинной мозг
  24. Головной мозг
  25. Периферический отдел
  26. Морфофункциональное деление нервной системы
  27. Вегетативная нервная система
  28. Соматическая нервная система
  29. Как развивается заболевание?
  30. Типы ВСД у детей, симптомы, лечение и код диагноза по МКБ
  31. Особенности вегетативной нервной системы у детей
  32. Синдром вегетативной дисфункции у детей. Синдром вегетативной дисфункции: причины и лечение
  33. Общая информация
  34. Основные причины
  35. Клинические признаки
  36. Диагностика

Особенности функционирования вегетативной нервной системы у детей в период первого и второго детства

Особенности вегетативной нервной системы у детей

Период гормональной перестройки у подростков сопровождается незрелостью нервной системы, неоконченным формированием коры головного мозга. С этим связана физиологическая лабильность вегетативных реакций, несоответствие между силой раздражителя и ответом организма.

У детей ВСД чаще всего провоцируется наследственными изменениями или травмами, полученными в период родов. отличительная особенность этой патологии – многообразие ярких клинических признаков при отсутствии объективных подтверждений.

Ваготония

Дети с повышенным тонусом блуждающего нерва предъявляют следующие жалобы:

  • слабость,
  • быструю утомляемость,
  • плохой аппетит,
  • проблемы со сном,
  • непереносимость духоты и холода,
  • головокружение,
  • боль и судороги в ногах по ночам.

При этом у них, как правило, повышен вес тела, влажная, лоснящаяся кожа с мраморным рисунком, отеки под глазами, повышенное выделение слюны, частые запоры. Боли в области сердца сопровождаются низким давлением и редким пульсом, границы сердца могут быть намного расширены за счет слабости миокарда.

Вегето-сосудистая дистония у детей: симптомы, диагностика и лечение

Многие люди, интересующиеся современной медициной, так или иначе слышали термин «вегето-сосудистая дистония». Некоторые не считают это состояние заболеванием, а некоторые — особенно доктора — относятся к нему со всей серьезностью, так как встречается она и у взрослых, и у детей.

Вегето-сосудистая дистония (далее ВСД) – современная медицина трактует как пограничное состояние между заболеванием и здоровьем. ВСД часто отмечается у подростков, но может развиваться и в раннем детском возрасте.

В современной медицине суть ВСД принято рассматривать как сбой контролирующей, или регуляторной функции вегетативной нервной системы по отношению к работе органов и систем в организме, следствием чего является нарушение тонуса сосудов.

Очень важно вовремя правильно определить симптомы, с помощью специалистов провести диагностику и назначить лечение этого непростого состояния, особенно, если вегето-сосудистая дистония возникает у детей. Изменение функции органа при ВСД связано не с болезнью его: анатомических, структурных, органических изменений нет.

[attention type=yellow]

Функция органа может восстановиться в полном объеме при восстановлении нормальной регуляции со стороны вегетативной нервной системы.

[/attention]

Предлагаем ознакомиться  Осложнения после перитонита аппендицита

В медицинской литературе употребляются оба названия: и вегето-сосудистая дистония (ВСД), и синдром вегетативной дистонии (СВД). Обозначают они одно и то же состояние.

Возможные осложнения у детей и подростков

Чаще всего ВСД протекает благоприятно при своевременной диагностике и выполнении рекомендаций врача. Если ребенок остается без адекватного наблюдения и профилактического лечения, то со временем функциональная патология переходит в органическую. Такие пациенты входят в группу риска следующих заболеваний:

  • гипертоническая болезнь,
  • невроз,
  • ишемия миокарда и головного мозга,
  • кардиомиопатия,
  • язвенная болезнь,
  • бронхиальная астма,
  • нейродермит,
  • аутоиммунные заболевания,
  • метаболический синдром,
  • сахарный диабет.

Классификация

При постановке диагноза вегето-сосудистой дистонии у детей учитывается ряд критериев, которые являются определяющими в различении форм синдрома. По преобладающим этиологическим признакам вегето-сосудистая дистония у детей может иметь психогенную (невротическую), инфекционно-токсическую, дисгормональную, эссенциальную (конституционально-наследственную), смешанную природу.

В зависимости от характера вегетативных расстройств различают симпатикотонический, ваготонический и смешанный варианты вегето-сосудистой дистонии у детей. С учетом распространенности вегетативных реакций вегето-сосудистая дистония у детей может носить генерализованную, системную или локальную форму.

Согласно синдромологическому подходу в течение вегето-сосудистой дистонии у детей различают кардиальный, респираторный, невротический синдромы, синдром нарушения терморегуляции, вегетативно-сосудистые кризы и др. По степени тяжести вегето-сосудистая дистония у детей может быть легкой, среднетяжелой и тяжелой; по типу течения – латентной, перманентной и пароксизмальной.

Лечение вегетативной дисфункции

Как и любое функциональное заболевание, вегетососудистая дистония лучше поддается лечению немедикаментозными методами. Они включают:

  • соблюдение режима приема пищи и сна;
  • ежедневную дозированную физическую активность;
  • ограничение пребывания за компьютером и телевизором;
  • семейную психотерапию и индивидуальные сеансы;
  • питание с исключением фастфуда, газированных сладких напитков, пакетированных соков, снижение употребления сладостей и кондитерских изделий;
  • электрофорез на воротниковую зону кальция или Мезатона при ваготонии, магния или брома при симпатикотонии;
  • хвойные или жемчужные ванны, циркулярный и контрастный душ;
  • кислородные коктейли;
  • массаж.

В некоторых случаях требуется назначение медикаментов:

  • седативные на растительной основе – таблетки валерианы и пустырника, сиропы с боярышником;
  • ноотропные – Пирацетам, Нообут, Энцефабол;
  • витаминные комплексы, глютаминовая кислота;
  • сосудистые – Фезам, Кавинтон, Билобил;
  • растительные адаптогены – Элеутерококк, Лимонник;
  • бета-блокаторы – Анаприлин.

При необходимости использования фармакологических препаратов их дозировки должны быть минимальными, а курсы короче, чем у взрослых. По мере возможности их заменяют лекарственными травами или гомеопатией.

Обязательным условием при терапии ВСД у детей является действие на фактор, который вызвал обострение болезни – лечение очагов инфекции, патологии эндокринной системы, аллергических реакций.

Лечение всд

Применяются два метода лечения: медикаментозный и немедикаментозный, причем основным методом является немедикаментозная терапия. В некоторых случаях лечение и наблюдение за ребенком проводит не только педиатр, а и кардиолог, невролог или психоневролог.

Немедикаментозное лечение Основные составляющие немедикаментозной терапии:

  1. Постоянное соблюдение режима дня: достаточный по продолжительности ночной сон (не менее 8 часов), чередование труда и отдыха, прогулки на воздухе (не менее 2 часов), ограничение времени (не более 30-60 минут, в зависимости от возраста) пребывания у компьютера и телевизора.
  2. Занятия подвижными видами спорта (плаванье, коньки, лыжи, теннис, волейбол, велосипед и др.).
  3. Массаж, закаливание организма.
  4. Сбалансированное, рациональное, витаминизированное питание.
  5. Фитотерапия (фиточаи).
  6. Психотерапия (аутотренинг), слушание музыки (кроме рок-музыки), гипноз в тяжелых случаях.
  7. Иглорефлексотерапия, электрофорез на воротниковую зону.

Медикаментозная терапия

Медикаменты применяются в случае тяжелой формы вегетативной дистонии. Задачей лекарственного лечения является восстановление нормальной функции нервной системы. С этой целью применяются ноотропы: Пантогам, Кавинтон, Церебролизин, Пирацетам. Эти препараты улучшают обменные процессы в нервных клетках и микроциркуляцию в головном мозгу.

Применяются и витаминно-минеральные комплексы, особенно важны витамины группы В. При болевых ощущениях детям назначают спазмолитики (Папаверин, Но-шпа).

В зависимости от выраженности психосоматических реакций могут использоваться транквилизаторы или психостимуляторы, антидепрессанты, нейролептики: Беллатаминал, Рекситин, Амитриптилин и др. Эти препараты назначает только врач-психоневролог.

Широко используется в лечении детей и фитотерапия – отвары или настои трав: аира, женьшеня, лимонника, элеутерококка, солодки, золотого корня, заманихи и др.

Успешно применяется препарат «Кратал для детей», в составе которого имеются экстракты пустырника и боярышника, таурин (аминокислота).

Препарат оказывает не только успокаивающее действие, но и мягкое кардиотоническое воздействие.

Медикаментозные курсы не должны быть длительными, чтобы исключить развитие зависимости у ребенка от лекарств.

Профилактика ВСД у детей заключается в обеспечении для ребенка нормальных социальных, психо-эмоциональных условий жизни и исключении всех факторов, способствующих развитию ВСД.

Методы диагностики

Большое значение для постановки диагноза имеет правильно собранный анамнез, в том числе и семейный. При ваготонии близкие родственники ребенка страдают от язвенной болезни, приступов астмы, нейродермита.

Предлагаем ознакомиться  Серый цвет описание

Дети с симпатикотонией рождаются в семьях, где имеются случаи гипертонической болезни, стенокардии, сахарного диабета, тиреотоксикоза. Обнаруживают также патологическое течение родов, инфекционные болезни и врожденные аномалии развития.

Следующим этапом является определение вегетативного тонуса в состоянии покоя и его изменение при физической или фармакологической нагрузке. Для этого учитывают характер жалоб, результаты функциональных проб и ЭКГ. С целью исключения органических заболеваний назначается обследование, включающее УЗИ сосудов и сердца, электроэнцефалограмму, реовазографию, томографию.

Прогноз и профилактика вегето-сосудистой дистонии у детей

Последовательная профилактика, своевременная диагностика и лечение вегетативных нарушений позволяют существенно ослабить или устранить проявления вегето-сосудистой дистонии у детей. В случае прогредиентного течения синдрома в дальнейшем у детей может развиться различная психосоматическая патология, вызывающая психологическую и физическую дезадаптацию ребенка.

Профилактика вегето-сосудистой дистонии у детей включает предотвращение действия потенциальных факторов риска, общеукрепляющие мероприятия, гармонизацию развития детей. Дети с вегето-сосудистой дистонией должны находиться на диспансерном учете у специалистов и получать систематическое превентивное лечение.

Симпатикотония

Высокий тонус симпатической нервной системы придает вспыльчивость и повышенную возбудимость, частые смены настроения, трудность концентрации внимания, низкий болевой порог, онемение и покалывание в ногах и руках. Аппетит у детей повышен, но телосложение астеническое, кожа сухая, холодная и бледная. Имеются жалобы на повышенную чувствительность к жаре, частое и сильное сердцебиение. Давление повышено, тоны сердца громкие.

Симптомы всд

Клинические проявления имеют большое многообразие, их определяет преобладание тонуса одного из отделов вегетативной системы.

При этом у маленьких детей нарушения чаще легкие с активизацией парасимпатического отдела (ваготония), а у подростков диагностируют преимущественно тяжелые формы болезни с многочисленными симптомами и кризовым течением. Ваготония в пубертатном периоде чередуется с симпатикотонией.

Синдром вегетативной дисфункции у детей. синдром вегетативной дисфункции: причины и лечение :

Вегетативная дисфункция у детей — это не болезнь, а так называемый синдром, характеризующийся медленным течением. Заподозрить такого рода нарушение очень легко.

Для грамотного специалиста на самом деле достаточно только пообщаться с родителями ребенка и собрать полный анамнез.

Синдром вегетативной дисфункции диагностируется не на основании одного симптома, а с учетом всего комплекса нарушений в общем состоянии маленького пациента. При своевременном лечении он, как правило, проходит бесследно.

Источник: https://tort-vrn.ru/osobennosti-funktsionirovaniya-vegetativnoy-nervnoy-sistemy-u-detey-v-period-pervogo-i-vtorogo-detstva/

Синдром вегетативной дисфункции у детей и подростков: причины, симптомы, лечение

Особенности вегетативной нервной системы у детей

Последнее обновление статьи: 02.04.2018 г.

Вегетативная дистония у детей стала очень распространённым диагнозом у детских неврологов и кардиологов. Она объединяет ряд симптомов и привносит дискомфорт в жизнь молодых людей.

В 25 % состояние диагностируется в детском возрасте. Нарастающий темп жизни требует увеличение работоспособности в учёбе. Появления новых видов гаджетов нагружают нервную, опорно-двигательную, зрительную системы.

ВСД — это «поломка» в работе сосудистой системы организма, что, в свою очередь, влечёт за собой недостаток притока кислорода к тканям.

Новый термин ВСД – вегетососудистая (нейроциркуляторная) дистония был введен с 2005 года.

Наша статья позволит раскрыть все симптомы данного заболевания, понять причину и, самое главное, лечение этого недуга.

Причины ВСД:

  • стрессовые ситуации, переутомления. Как правило, в школе ребёнок испытывает большие эмоциональные и умственные нагрузки. В наше время школьные уроки занимают практически всё свободное время школьника;
  • гормональные «бури». Это касается подростков с 11 — 12 лет. Начинается пубертатный период, когда ребёнок начинает «расцветать» и появляются эмоциональные перепады. Длятся они лет до 16;
  • родовые травмы, послеродовые осложнения. Особенно травма шейных позвонков ведёт за собой нарушения кровообращения в головном мозге;
  • нарушения регуляции центров головного мозга. Это означает, что все органы нашего организма регулируются работой нервной системы и малейшие нарушения в ней отражаются на работе внутренних органов и систем;
  • интенсивные физические нагрузки.

Может быть, некорректно рассматривать ВСД как болезнь, ведь это всего лишь скопление симптомов нарушения работы органов.

Основные жалобы:

  • головные боли;
  • головокружения;
  • шум в голове;
  • снижение способности к концентрации внимания;
  • боли в сердце;
  • предобморочные состояния;
  • повышения артериального давления;
  • понижения артериального давления;
  • чувство нехватки воздуха;
  • быстрая утомляемость;
  • повышенная потливость;
  • чувство онемения рук, стоп;
  • учащённое сердцебиение;
  • боли в животе.

Как мы видим из вышеперечисленного, жалобы, которые касаются нарушения работы того или иного органа, при ВСД могут быть любыми.

Грамотно выставлять диагноз «вегетососудистая дистония» у ребёнка с 5-летнего возраста. Так как к этому времени нервная система почти достигает пика своего развития.

Течение вегетососудистой дистонии может быть:

  • пароксизмальным;
  • перманентным.

Пароксизмальные (приступные) дистонии имеют следующие признаки:

  • резкое побледнение или покраснение кожи лица;
  • повышение кровяного давления;
  • учащённое сердцебиение.

Приступ может длиться от нескольких минут до 2 — 3 часов.

Наташа, 15 лет: «Впервые я испытала подобное, когда мне было 13 лет. На уроке физкультуры мне стало плохо — закружилась голова, руки стали холодными. Подружка сказала, что я сильно побледнела, стала как мука. Медработник измерила давление — 130/100. Меня сразу же отправили домой. Дома я отлежалась, и всё встало на свои места».

Частые провокаторы таких приступов — переутомление, волнение, интенсивная физическая нагрузка.

Одной из разновидностей пароксизмальной ВСД является обморок. Это когда у ребёнка резко темнеет в глазах, появляется головокружение, и он теряет сознание. При этом судорог не бывает. Ребёнок приходит в себя либо самостоятельно, либо с помощью ватки с нашатырём.

При перманентном течении симптомы дают о себе знать практически постоянно. Но выраженность их значительно меньше.

Типы ВСД

 Виды ВСД:

  • гипотензивный;
  • гипертензивный;
  • кардиальный;
  • смешанный.

Гипотензивный тип, как видно из названия, характеризуется сниженным артериальным давлением, то есть ниже 100/60 миллиметров ртутного столба (мм. рт. ст.). Кожный покров у ребёнка имеет бледный оттенок, похолодание рук отмечается вне зависимости от условий погоды. Склонность к обморокам.

Гипертензивный тип сопровождают учащённое сердцебиение, повышение давления до 170/90 мм. рт. ст., красный цвет лица, склонность к лишней массе тела, частые головные боли.

Ещё один вариант ВСД – кардиальный. Основной симптом — боли в области сердца.

Дополнительные признаки:

  • учащённое сердцебиение в покое и по ночам;
  • изменения на ЭКГ в виде аритмии, внеочередных сокращений сердца (экстрасистол);
  • перебои в работе сердца. Проявляются чувством замирания в сердце.

Смешанный тип встречается в большинстве случаев, симптомы могут варьироваться и включать всё вышеперечисленные.

  1. ВСД в большинстве случаев провоцируется чем-то. Редко симптомы возникают сами по себе.
  2. Проходит самостоятельно, стоит ребёнку успокоиться или полежать.
  3. В общих лабораторных или инструментальных обследованиях нет существенных изменений.

Что означает адекватная нагрузка? Ежедневно ребёнок должен выполнять утреннюю гимнастику. Полезны плавание, лыжи, ходьба, бег легкой трусцой, танцы.

При повышении давление свыше 140/90 мм. рт. ст. не рекомендуется занятия в основной группе по физкультуре.

Ребёнок должен спать по 8 часов в сутки. Желательно ложиться и вставать в одно и то же время, следуя своим биоритмам. За час до сна не должно быть «зависания» в компьютерах, планшетах, телефонах. В течение дня ребёнок не должен перегружаться умственно и эмоционально. После школы обязателен часовой отдых.

Питание

Ребёнок должен питаться полноценно три раза в день плюс два перекуса.

Особенно полезна для укрепления нервной системы и сердечной мышцы пища, содержащая калий и магний:

  • печёный картофель;
  • бананы;
  • творожные продукты;
  • орехи;
  • мёд;
  • изюм, сухофрукты;
  • крупы;
  • петрушка.

Исключить из рациона все легкоусвояемые углеводы и фастфуд — мучные изделия, колбасы, майонез, хот доги и тому прочее.

Важно! Если у ребёнка отмечается повышение давления, то следует:

  • ограничить потребление соли до 5 граммов в день;
  • употреблять больше фруктов и овощей в первую половину дня;
  • исключить маринованные, солёные продукты;
  • исключить крепкий чай, кофе.

Лучше обратиться к специалисту. Желателен при дистонии массаж воротниковой зоны. Предпочтителен курс в 10 процедур. Хорошо снимает напряжения, так как ребёнок из-за учёбы вынужден длительно сидеть, массаж головы.

Фитотерапия

Седативным, или успокаивающим, действием обладают следующие травы и продукты:

  • пустырник, валериана;
  • пион;
  • мята;
  • берёзовый гриб.

В педиатрии при появлении вышеперечисленных жалоб у ребёнка и постановки диагноза ВСД следует хотя бы первые 4 месяца лечиться немедикаментозными средствами.

Ноотропы

Препараты, которые улучшают мозговую активность, повышают эффективность работы нейронов. Благодаря этому улучшается память, ребёнку становится легче запоминать тексты и усваивать школьные темы. Дети становятся более организованными, повышается любознательность.

Яркие представители этой группы:

  1. Пирацетам. Назначается при головокружении, головных болях. Способствует улучшению памяти. Разрешён детям с 1 года.
  2. Винпоцетин. Имеет сосудорасширяющее действие. Способствует обогащению мозга кислородом. Лучше назначать подросткам с 12 лет.
  3. Фенибут. Его очень любят назначать неврологи при заиканиях и тиках. Обладает ярким седативным эффектом.
  4. Пантогам. В его основе — витамин В15. Препарат обладает достаточным седативным эффектом, улучшает работу мозговых структур. Разрешён детям всех возрастов.
  5. Церебролизин. Улучшает запоминание, обучаемость. Используется при неврологических заболеваниях, обусловленных повреждением мозговых структур. Возможно применение с рождения.

Анастасия, 45 лет: «У моей дочки в 11 лет начались непонятные жалобы — головные боли, головокружения. На физкультуре не могла бегать, чуть ли не теряла сознание. Кардиолог назначила нам лечение — Пирацетам, а затем Винпоцетин. Через 2 недели после начала приёма всё нормализовалось, и память стала значительно лучше. Стала усваивать больший объём информации».

Их действие основано на успокоительном эффекте. Врач их назначает деткам, у которых появилась раздражительность, нервозность, школьникам в период подготовки к экзаменам. Для детей, конечно, в начале лечения лучше использовать успокоительные препараты растительного происхождения.

Препараты этой группы:

  • Глицин. По некоторым источникам, данный препарат также обладает ноотропным действием. В его основе лежит химическое соединение — кислота, благодаря которой происходит уравновешивание работы нервной системы, регулирование мозговой активности. Отсюда и улучшение памяти. Его лучше применять, положив под язык, желательно на ночь, так как глицин вызывает сонливость;
  • Магне В6. Как видно из названия, в его основе – магний и витамин В6. Обладает достаточно хорошим успокоительным эффектом. Также улучшает работу сердца, благоприятно влияет на сердечный ритм. Магне В6 можно найти в ампулах, поэтому его смело назначают деткам до года в этой лекарственной форме;
  • Персен. Препарат растительного происхождения, рекомендуется подросткам с 12-летнего возраста.

Адаптогены

Эту группу препаратов можно отнести к фитотерапии, так как они произведены на основе растительных компонентов.

Их действие:

  • нормализуют работу центральной нервной системы;
  • ускоряют обмен веществ;
  • улучшают протекание эндокринных процессов;
  • разные виды адаптогенов могут обладать как расслабляющим действием, так и тонизирующим.

Представители:

  • корень женьшеня;
  • элеутерококк;
  • лимонник;
  • радиола розовая;
  • эхинацея.

Любой лекарственный препарат для ребёнка следует применять только по инструкции. На приём фитопрепаратов возможно развитие аллергической реакции.

Данные препараты могут выпускаться в виде настоек и жидких экстрактов.

Настойки содержат в своём составе спирт, что не очень хорошо для ребёнка. Для детей лучше покупать в виде жидкого экстракта.

Также противопоказанием для адаптогенов служит детский возраст до 14 лет.

Адаптогены в спорте просто незаменимы. У спортсменов они повышают работу мышц, облегчают тренировочный процесс, ускоряют метаболизм. Ребёнок испытывает прилив сил и энергии.

[attention type=red]

Самыми полезными для нервной системы являются витамины группы В. Они улучшают работу мозга в общем и нейронов в частности, обладают успокаивающим эффектом. Помогают восстанавливаться нервной системе.

[/attention]

Самым распространённым комплексом витаминов является препарат Нейромультивит. Это средство рекомендуется только с подросткового возраста.

В целом, диагноз «вегетососудистая дистония» обозначает совокупность множества симптомов. И может отражать неправильный жизненный ритм ребёнка. Старайтесь правильно организовать день вашего чада, чтобы он мог полноценно отдыхать. Тогда он никогда не узнает, что такое лекарства.

Оценка статьи:

(2 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://kroha.info/health/disease/vegetososudistaya-distoniya-u-detej

Тема 10. особенности вегетативной нервной системы детей

Особенности вегетативной нервной системы у детей

Нажмите для увеличения В данной статье рассмотрим, что такое симпатическая и парасимпатическая нервная система, как они работают, в чём их отличия. Ранее мы уже рассматривали тему вегетативной нервной системы, а также как вылечить расстройство.

Автономная нервная система, как известно, состоит из нервных клеток и отростков, благодаря которым идёт регуляция и управление внутренними органами. Вегетативная система делится на периферическую и центральную.

Если центральная отвечает за работу внутренних органов, без какого-либо деления на противоположные части, то периферическая как раз делиться на симпатическую и парасимпатическую.

Структуры этих отделов присутствуют в каждом внутреннем органе человека и несмотря на противоположные функции, работают одновременно. Однако в разный момент времени, тот или иной отдел оказывается главнее. Благодаря им, мы можем приспосабливаться к разным климатическим условиям и прочим изменениям во внешней среде.

Вегетативная система выполняет очень важную роль, она регулирует психическую и физическую деятельность, а также поддерживает гомеостаз (постоянство внутренней среды). Если вы отдыхаете, вегетативная система задействует парасимпатический и количество сердечных сокращений уменьшается.

Если вы начинаете бегать и испытывать большие физические нагрузки, включается симпатический отдел, ускоряя тем самым работу сердца и кровообращение в теле.

И это только маленький срез деятельности, который осуществляет висцеральная нервная система. Она же регулирует рост волос, сужение и расширение зрачков, работу того или иного органа, отвечает за психологический баланс личности и многое другое. Всё это происходит без нашего сознательного участия, из-за чего ВСД на первый взгляд кажется сложным в лечении.

Строение и типы нервной системы: структурная классификация

Чтобы упростить структуру нервной системы, в медицине существует несколько вариантов классификаций в зависимости от строения и выполняемых функций. Так, анатомически нервную систему человека можно разделить на 2 обширные группы:

  • центральную (ЦНС), образованную головным и спинным мозгом;
  • периферическую (ПНС), представленную нервными узлами, окончаниями и непосредственно нервами.

Основа этой классификации предельно проста: центральная нервная система является своего рода связующим звеном, в котором осуществляется анализ поступившего импульса и дальнейшая регуляция деятельности органов и систем. А ПНС служит для транспортировки поступившего сигнала от рецепторов к ЦНС и последующего активатора, но уже от ЦНС к клеткам и тканям, которые будут выполнять конкретное действие.

Центральная нервная система

ЦНС является ключевой составляющей нервной системы, ведь именно здесь формируются основные рефлексы. Она состоит из спинного и головного мозга, каждый из которых надёжно защищён от внешнего воздействия костными структурами. Столь продуманная защита необходима, поскольку каждый отдел ЦНС выполняет жизненно важные функции, без которых невозможно поддержание здоровья.

Спинной мозг

Эта структура заключена внутри позвоночного столба. Она отвечает за простейшие рефлексы и непроизвольные реакции организма на раздражитель.

Кроме того, нейроны спинного мозга координируют деятельность мышечной ткани, регулирующей защитные механизмы. Например, почувствовав экстремально горячую температуру, человек непроизвольно одёргивает ладонь, защищаясь тем самым от термического ожога. Это и есть типичная реакция, контролируемая спинным мозгом.

Головной мозг

Головной мозг человека состоит из нескольких отделов, каждый из которых выполняет ряд физиологических и психологических функций:

  1. Продолговатый мозг ответственен за жизненно важные функции организма — пищеварение, дыхание, движение крови по сосудам и т. д. Кроме того, здесь располагается ядро блуждающего нерва, который регулирует вегетативный баланс и психоэмоциональную реакцию. Если ядро блуждающего нерва посылает активные импульсы, жизненный тонус человека понижается, он становится апатичным, меланхоличным и депрессивным. Если же активность импульсов, исходящих из ядра, снижается, психологическое восприятие мира меняется на более активное и позитивное.
  2. Мозжечок регулирует точность и координацию движений.
  3. Средний мозг — главный координатор мышечных рефлексов и тонуса. Кроме того, нейроны, регулируемые этим отделом ЦНС, способствуют адаптации органов чувств к внешним раздражителям (например, аккомодация зрачка в сумерках).
  4. Промежуточный мозг образован таламусом и гипоталамусом. Таламус — важнейший орган-анализатор поступающей информации. В гипоталамусе регулируется эмоциональный фон и метаболические процессы, там расположены центры, отвечающие за ощущение голода, жажды, усталости, терморегуляции, сексуальной активности. Благодаря этому координируются не только физиологические процессы, но и многие привычки человека, например склонность к перееданию, восприятие холода и т. д.
  5. Кора больших полушарий. Кора головного мозга является ключевым звеном психических функций, включая сознание, речь, восприятие информации и последующее её осмысление. Лобная доля регулирует двигательную активность, теменная отвечает за телесные ощущения, височная контролирует слух, речь и другие высшие функции, а затылочная содержит центры зрительного восприятия.

Периферический отдел

Представить периферический отдел не так сложно. Он состоит из двух одинаковых стволов, которые расположились по обе стороны вдоль всего позвоночника.

Они начинаются от основания черепа и заканчиваются у копчика, где сходятся в единый узел. Благодаря межузловым ветвям осуществляется соединение двух стволов.

В итоге периферический отдел симпатической системы проходит через шейный, грудной и поясничный отдел, которые рассмотрим более детально.

  • Шейный отдел. Как известно, начинается от основания черепа и заканчивается на переходе в грудной (шейный 1 рёбра). Здесь наблюдается три симпатических узла, которые делятся на нижний, средний и верхний. Все они проходят за сонной артерией человека. Верхний узел расположился на уровне второго и третьего позвонка шейного отдела, имеет длину 20 мм, ширину 4 — 6 миллиметров. Средний найти гораздо сложнее, так как расположен на перекрёстках сонной артерии и щитовидной железы. Нижний узел имеет самую большую величину, иногда даже сливается со вторым грудным узлом.
  • Грудной отдел. В его состав входят до 12 узлов и в нём присутствует много соединительных ветвей. Они тянутся к аорте, межрёберным нервам, сердцу, лёгким, грудному протоку, пищеводу и к другим органам. Благодаря грудному отделу, человек иногда может ощущать органы.
  • Поясничный отдел состоит чаще всего из трёх узлов, а в некоторых случаях имеет 4. Он также имеет множество соединительных ветвей. Тазовый отдел соединяет два ствола и другие ветви воедино.

Морфофункциональное деление нервной системы

Существует также функциональная классификация отделов нервной системы, в состав которой входят:

  • Соматическая нервная система, регулирующая функции скелетной мускулатуры. Она контролируется корой головного мозга, поэтому полностью подчинена сознательным решениям человека.
  • Вегетативная нервная система, отвечающая за деятельность внутренних органов. Её центры расположены в стволовой части мозга, а потому сознательно она никак не регулируется.

Вегетативная нервная система

Вегетатика, или автономная нервная система, — отдел, координирующий активность преимущественно внутренних органов. Поскольку основные процессы жизнедеятельности — дыхание, метаболизм, сердечные сокращения, кровоток и т. д.

— не подчинены сознанию, вегетативные нервные волокна реагируют преимущественно на изменения, происходящие во внутренней среде организма, оставаясь безучастными к сознательным импульсам.

Благодаря этому в организме поддерживаются оптимальные условия для обеспечения энергоресурсами, необходимыми в конкретной ситуации.

Особенности вегетативной нервной деятельности подразумевают, что основные волокна сосредоточены не только в органах ЦНС, но и в остальных тканях человеческого тела.

Многочисленные узлы рассеяны по всему организму, образуя автономную нервную систему вне пределов ЦНС, между мозговыми центрами и органами.

Такая сеть может регулировать простейшие функции, однако более сложные механизмы всё же остаются под непосредственным контролем центральной нервной системы.

Ключевая роль вегетатики заключается в поддержании относительно постоянного гомеостаза путём самонастройки активности внутренних органов в зависимости от потребностей организма.

Так, вегетативные волокна оптимизируют секрецию гормонов, скорость и интенсивность кровоснабжения тканей, интенсивность и частоту дыхания и сердечных сокращений и другие ключевые механизмы, которые должны реагировать на изменения внешней среды (например, при интенсивной физической нагрузке, повышении температуры или влажности воздуха, атмосферного давления и т. д.). Благодаря этим процессам обеспечиваются компенсаторные и приспособительные реакции, поддерживающие организм в оптимальной форме при любых обстоятельствах. Поскольку бессознательная деятельность внутренних органов может регулироваться в двух направлениях (активация и подавление), вегетатику также можно условно разделить на 2 отдела — парасимпатический и симпатический.

Соматическая нервная система

Соматика — это отдел нервной системы, который отвечает за доставку моторных и чувствительных импульсов от рецепторов к органам центральной нервной системы и обратно.

Большая часть нервных волокон соматической системы сосредоточена в коже, мышечном каркасе и органах, отвечающих за сенсорное восприятие.

Именно соматическая нервная система практически на 100 % координирует сознательную часть активности человеческого тела и обработку информации, полученной от рецепторов органов чувств.

Основными элементами соматики являются 2 разновидности нейронов:

  • сенсорные, или афферентные. Регулируют доставку информации к клеткам ЦНС;
  • моторные, или эфферентные. Работают в обратном направлении, транспортируя нервные импульсы от ЦНС к клеткам и тканям.

И те и другие нейроны тянутся от отделов ЦНС прямо к конечной цели импульсов, то есть к мышечным и рецепторным клеткам, причём тело в большинстве случаев располагается непосредственно в центральной части нервной системы, а отростки достигают необходимой локализации.

Помимо сознательной деятельности, соматика включает также часть рефлексов, контролируемых неосознанно.

[attention type=green]

С помощью таких реакций мышечная система приходит в активное состояние, не дожидаясь импульса от головного мозга, что позволяет действовать инстинктивно.

[/attention]

Такой процесс возможен в том случае, если пути нервных волокон проходят непосредственно через спинной мозг. Примером подобных действий служит одёргивание руки при ощущении высокой температуры или коленный рефлекс при ударе молоточком по сухожилию.

Как развивается заболевание?

Наибольший процент детей, страдающих от вегетососудистой дистонии, выявляют среди жителей в городах (до 80%). Причем чаще всего этот синдром развивается у женского пола. Большую роль играет наследственность, но имеются и другие факторы, которые могут стать пусковым механизмом. Главные причины, оказывающие влияние на развитие ВСД:

  1. Поражения ЦНС в перинатальный период развития (повреждения ретикулярной формации, гипоталамуса, лимбической системы и др.).
  2. Наличие и повторение сильных психоэмоциональных ситуаций (дома, в школе, среди близкого окружения, чрезмерная родительская опека и т.д.), которые психически дезадаптируют ребенка.
  3. Патологии эндокринной, соматической системы, невротические состояния.
  4. Нарушения физического развития.
  5. Неблагоприятные метеорологические и экологические условия.
  6. Малоподвижность.
  7. Повышенная физическая нагрузка.
  8. Эмоциональное перенапряжение и постоянные стрессы.
  9. Злоупотребления вредными привычками.
  10. Нарушения, связанные с отсутствием правильного питания.
  11. Дефицит некоторых микроэлементов и витаминов.
  12. Особенности возрастных этапов созревания вегетативной НС.

Все эти причины вызывают сильный эмоциональный дисбаланс, провоцируют ребенка на нестандартное поведение и реакции во время стресса.

На биологическом уровне они ведут к серьезным изменениям функциональности парасимпатической и симпатической систем ЦНС.

Нарушается процесс выделения таких медиаторов, как ацетилхолин и норадреналин, гормональных веществ, простагландинов, полипептидов и др. Чувствительность теряют сосудистые адренорецепторы.

Источник: https://MedBur.ru/sosudy/alkogol-i-vegetativnaya-nervnaya-sistema.html

Типы ВСД у детей, симптомы, лечение и код диагноза по МКБ

Особенности вегетативной нервной системы у детей
Вегето-сосудистая дистония у детей – это целый комплекс функциональных расстройств со стороны различных органов из-за нарушения регуляции вегетативной системой их деятельности.

В медицинской терминологии это состояние еще называют нейроциркуляторной дистонией.

В зависимости от того, функция какого органа нарушена, патология проявляется следующими проблемами:

  • респираторными;
  • невротическими;
  • кардиальными симптомами;
  • сосудистыми кризами;
  • нарушением терморегуляции.

Особенности вегетативной нервной системы у детей

  • Структурно-функциональные характеристики.

Вегетативная нервная система (ВНС) у новорожденных характеризуется своею незрелостью. Процесс становления ВНС происходит во время взросления ребенка. По этой причине реакции протекают не так быстро, как у взрослых, наблюдается постепенное созревание синапсов (соединений) нервной системы.

У новорожденных отмечается спонтанная активность нейронов, поскольку их мембрана более проницаема для натриевых ионов. Биологические вещества и поступающие из центральной нервной системы импульсы, играют важную роль в созревании и формировании функции периферических ганглиозных клеток.

Главные особенности ВНС в первые годы развития:

  • чрезмерная возбудимость;
  • отсутствие стабильности реакций вегетативной системы;
  • выраженная тяжесть симптомов и быстрое возбуждение.

У детей, особенно в младенчестве, наблюдается нестабильность показателей функций ВНС, особенно частоты сердечных сокращений и дыхания. Стабильность вегетативных реакций начинает формироваться на второй год жизни ребенка.

  • Процесс созревания симпатических и парасимпатических нервов.

У детей первых лет жизни ключевую роль в регуляции функций внутренних органов выполняет симпатический отдел вегетативной нервной системы. Парасимпатический отдел начинает включаться в рефлексные реакции с третьего месяца жизни.

В возрасте 3 лет влияние блуждающего нерва достаточно выражено, чтобы начала появляться респираторная аритмия, но преобладающее воздействие симпатической нервной системы сохраняется до возраста 7 лет.

Однако, несмотря на то, что у новорожденных тонус блуждающего нерва еще слаб, в этот период можно наблюдать глазосердечный рефлекс Ашнера-Даньини.

  • Механизм образования тонуса.

При формировании тонуса блуждающего нерва важную роль играют афферентные импульсы из различных рефлексогенных зон, в том числе из проприоцепторов. Подобное подтверждает тот факт, что нехватка движений у детей сопровождается недостаточной выраженностью тонуса блуждающего нерва.

Важным в формировании тонуса блуждающего нерва является импульс от баро- и хеморецепторов сосудистых рефлексогенных зон. Созревание центральной и периферической частей вегетативной и соматической нервной системы приводит к формированию тонуса всех частей центральной нервной системы, включая симпатические и парасимпатические центры.

Для оценки тяжести тонуса отделов ВНС у детей используются сердечные рефлексы и дермография.

  1. Сердечный рефлекс – давление на глаза в течение 20-60 секунд вызывает замедление пульса, снижение артериального давления, замедление дыхания. Рефлекс проявляется быстро (через 3-5 с) или медленно (через 8-10 с). Эффект считается положительным, если импульс замедляется на 4-12 ударов в минуту, и резко положительным – более чем на 12 ударов.
  2. Дермографический рефлекс – раздражение кожи с помощью штрихов вызывает через 5-10 секунд появление белых или красных полос. Исчезновение белых полос наблюдается через 5-12 секунд, тогда как выраженность красных начинает уменьшаться через 3 минуты. Интенсивность выраженности и длительности сохранения белых полос указывают на увеличение тонуса симпатической части центра кровообращения, а красных – на уменьшение его активности.

Синдром вегетативной дисфункции у детей. Синдром вегетативной дисфункции: причины и лечение

Вегетативная дисфункция у детей — это не болезнь, а так называемый синдром, характеризующийся медленным течением. Заподозрить такого рода нарушение очень легко.

Для грамотного специалиста на самом деле достаточно только пообщаться с родителями ребенка и собрать полный анамнез.

Синдром вегетативной дисфункции диагностируется не на основании одного симптома, а с учетом всего комплекса нарушений в общем состоянии маленького пациента. При своевременном лечении он, как правило, проходит бесследно.

Общая информация

Сочетание функциональных расстройств, которые характеризуются нарушениями

нейрогуморальной регуляции сердца, некоторых органов, сосудов, желез секреции сегодня известно в медицине как синдром вегетативной дисфункции. МКБ 10-го пересмотра относит его к нарушениям работы ЦНС. Более того, данный синдром не считается самостоятельным заболеванием.

Эта патология причисляется к категории весьма распространенных расстройств и подтверждается приблизительно у 80% населения. Первичные ее симптомы возникают в детском и подростковом возрасте, а ярко выраженные клинические признаки развиваются ближе к 20 годам.

По словам специалистов, представительницы прекрасного пола в несколько раз чаще страдают от патологии.

Основные причины

В зависимости от наследственной предрасположенности, синдром вегетативной дисфункции у детей может появляться ввиду следующих провоцирующих или причинных факторов:

  • Неблагоприятное течение родов.
  • Дисбаланс на гормональном уровне.
  • Постоянное психоэмоциональное напряжение.
  • Острые инфекционные заболевания.
  • Патологии внутренних органов хронической природы.
  • Малоактивный образ жизни.
  • Частые стрессы.
  • Вышеперечисленные этиологические факторы, как правило, влекут за собой повреждение вегетативной нервной системы на клеточном, мембранном и тканевом уровнях. Именно такие изменения составляют морфологический субстрат патологии. Вегетативные нарушения различных структур вызывают:

  • Изменение обменных процессов.
  • Гипо- и гиперчувствительность центральных рецепторов.
  • Уменьшение так называемой иннервации внутренних органов и отдельных сосудов (обеспеченность нервными клетками).
  • Клинические признаки

    Окончательный диагноз может быть подтвержден только в том случае, если у маленького пациента имеются нижеперечисленные симптомы.

    Синдром вегетативной дисфункции у новорожденных может быть обусловлен патологией перинатального периода, родовыми травмами.

    Гипоксия плода, различного рода заболевания в первые дни жизни — все эти факторы отрицательно влияют на развитие вегетативной нервной и соматической систем, а также на выполнение ими функций в полном объеме.

    У таких детей синдром проявляется пищеварительными нарушениями (метеоризм, частые срыгивания, снижение аппетита), склонностью к простудным недугам, эмоциональным дисбалансом (капризность, повышенная конфликтность).

    В период так называемого полового созревания функционирование внутренних органов и непосредственно рост организма, как правило, опережают становление регуляции на нейроэндокринном уровне. Как следствие, синдром вегетативной дисфункции у детей лишь усугубляется.

    В этом возрасте патология проявляется в виде регулярных болей в области сердца, психоневрологических расстройств (повышенная утомляемость, раздражительность, снижение памяти и внимания, высокая тревожность), лабильности артериального давления.

    Кроме того, подростки нередко жалуются на головокружения, проблемы со стулом и изменение привычного цвета кожных покровов.

    [attention type=yellow]

    Примечательно, что синдром вегетативной дисфункции у взрослых проявляется несколько иначе.

    [/attention]

    Все дело в том, что в данном случае патология усугубляется имеющимися хроническими заболеваниями, неврозами, болезнями ЖКТ, механическими травмами и гормональными перестройками (беременности, период климакса). Наряду с вышеперечисленными симптомами у взрослых обостряются все недуги хронической природы.

    Диагностика

    При появлении первичных клинических признаков данной патологии очень важно проконсультироваться со специалистом.

    Для ее диагностики большое значение имеет анамнез, симптомы, время их появления и, соответственно, течение.

    Принимая во внимание разную локализацию признаков такого рода нарушения, врач должен провести детальный осмотр маленького пациента, чтобы дифференцировать иные патологии, сходные по симптомокомплексу.

    Источник: https://tonometr58.ru/vsd/diagnoz-chto-eto-u-rebenka.html

Лечимся дома
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: