Ответственность ребенка за свои поступки

Содержание
  1. Как воспитать ответственность у ребенка?
  2. Что такое ответственность?
  3. События и происшествия
  4. Как формируется ответственность?
  5. Формирование ответственности на примерах
  6. Как воспитать у ребенка ответственность: 3 главных принципа
  7. Обучение жизненным навыкам
  8. Возможность выбора
  9. Вопрос вместо указания
  10. Не переборщить
  11. Формирование ответственности у подростков: советы психолога
  12. Ответственность глазами подростка
  13. Советы по воспитанию ответственности
  14. 1. Не навязывайте ребёнку свои цели  
  15. 2. Не путайте ответственность с послушанием
  16. 3. Не сравнивайте ни с кем подростка
  17. 4. Поощряйте самостоятельность
  18. 5. Подкрепляйте права обязанностями
  19. 6. Разграничивайте зоны ответственности
  20. 7. Готовьте подростка к трудностям
  21. 8. Демонстрируйте путь решения проблемы
  22. 9. Вводите санкции за безответственное поведение
  23. 10. Будьте примером
  24. Воспитание ответственности у детей: основные правила
  25. С какого возраста у детей можно воспитывать ответственность 
  26. Воспитание ответственности у детей: советы
  27. Воспитание ответственности у детей дошкольного возраста
  28. Воспитание ответственности у детей младшего школьного возраста
  29. Воспитание социальной ответственности у подростков
  30. Воспитание ответственности у ребенка – Психологос
  31. Как помочь ребенку стать ответственным?
  32. Как применить теорию на практике?

Как воспитать ответственность у ребенка?

Ответственность ребенка за свои поступки

Многие родители хотят, чтобы их дети были ответственными и самостоятельными. И некоторые из них задают себе вопрос: «А что мы, как родители, можем для этого сделать?» Ниже, в своей статье, я дам вполне конкретные рекомендации, а также расскажу об условиях, которые способствуют формированию ответственности у детей.

Что такое ответственность?

  1. Ответственность – это способность человека принимать последствия своих действий/бездействий, решений. Под принятием понимается – проживать ту реальность, тот вызов среды, который будет после этих решений. Другими словами, «накосячил» – разгребай.
  2. В тоже время, ответственность – это внутреннее чувство человека. Это некий ответ человека на вызовы (вопросы) среды, Мира. Будучи ответственными мы даем ответы на вопросы, которые задает нам жизнь. И эти вопросы задаются через ситуации, социальные задачи, выборы, которые мы делаем и.т.д.

На поведенческом уровне ответственность проявляется как:

  • выполнение договоренностей между людьми;
  • быть верным своему слову, выполнять обещания и обязательства;
  •  успешно выполнять свои социальные задачи;
  • принятие самостоятельных решений, делать выбор;

Говоря о воспитании ответственности, нужно понимать, что речь пойдет о создании условий и контекста, в котором ребенок сможет проявлять вышеуказанные пункты.

События и происшествия

Есть два принципиально разных способа взаимодействия родителей и детей.  Первый  — родители реагируют на какие-то события, которые случаются с ребенком, мы будем называть это «происшествия». Происшествия не планируются, они случаются.

Например, ребенок получил «двойку», родители — реагируют, обращают внимание, контролируют. Или ребенок забыл собрать портфель, сделать какое-то домашнее дело — родители, естественно, реагируют на это, вступая во взаимодействие с ребенком.

Родительская реакция на происшествия — это всегда активность пост-фактум, родитель догоняет события.

Другой способ — это создавать события. Событие в семье — это управляемый целенаправленный процесс.

 Когда мы говорим о формировании какого-либо качества или навыка, мы должны понимать что процесс формирования это тоже целенаправленный, управляемый процесс.

[attention type=yellow]

Большинство качеств человека формируется через среду и тот опыт, который он проживает. В случае с ребенком, большинство его качеств формируется в семье.

[/attention]

Раз событие создается и управляется, следовательно, в нем есть безопасность и родительский контроль.

Мы все когда-то были детьми и у нас есть богатый опыт семейных событий: совместный поход, выход на природу, лепка пельменей всей семьей, настольные и другие семейные игры, подготовка к новогоднему празднику и.т.д, празднование дня рождения, отпуск, сбор картофеля на даче. В каждой семье они разные.

Любое семейное событие обладает следующими характеристиками:

  1. Событие планируется (не является случайным или стихийным)
  2. Событие организуется взрослыми или совместно. А значит имеет цель и это направленный процесс, где создается определенный контекст.
  3.  Событие согласовывается с другими участниками (членами семьи, детьми)
  4. В событии участвует не один ребенок, а члены семьи. Каждому участнику события распределяется роль и конкретные задачи.
  5. Событие контролируется взрослыми и является безопасным для ребенка.

Как формируется ответственность?

Любой навык или качество ребенка формируются через события в семье.

Для того, чтобы сформировалось у ребенка чувство ответственности, необходимо:

Создавать события и такой контекст, в которых у ребенка будут определенные задачи (поручения), где требуется ответственность. Выполняя или не выполняя данные поручения, он будет получать определенные последствия. Причем также необходимо дать ребенку эти последствия прожить.

Поручения и задачи, которые мы даем, должны соответствовать возрасту ребенка. Другими словами, задача должна быть по силам и навыкам ребенка.

Важно! Давать право выбора ребенку. Некоторым родителям кажется, что ребенок сделает неправильный выбор, а точнее не тот, который нравится взрослым.

И здесь нужно понимать, что если мы делаем выбор за ребенка, то мы тем самым не даем ребенку проявить себя, свою волю, не даем совершать поступок, а соответственно, проявлять свое ответственное поведение.

 Не давая ребенку право делать свои выборы, для него это по сути запрет на взросление.

Важно! Необходимо также объяснять ребенку, что произошло, проговаривать события, его решения и те последствия, которые наступили, исходя из его решений или поступков. Это нужно для того, чтобы более явно простраивались причинно-следственные связи между поступками ребенка и последствиями.

Последствия для ребенка, это не всегда наказания в том смысле, в котором большинство из нас привыкли думать. Это вполне естественное событие и развитие ситуации, которое происходит, если ребенок принимает то или иное решение.

Важно! Поощрять ребенка за ответственное поведение. Формы поощрения могут быть самые разные. От похвалы, до подарков. В зависимости от задач и поручений.

Формирование ответственности на примерах

Пример № 1. Событие: семейный праздничный ужин. Готовясь к празднику, ребенку дают поручение сходить в магазин и купить продукты, чтобы приготовить его любимое блюдо по заказу.

У каждого члена семьи в связи с этим своя задача. Ребенок по каким-то причинам забыл купить то, что от него требовалось, то семья и он остается без любимого блюда.

Это и будут те последствия, которые необходимо принимать.

Пример № 2. Событие: завтрак. У ребенка есть обязанность каждый день следить за появлением молока в холодильнике и покупать его после школы, если недостает. Вполне ответственная задача, поскольку молоко на завтрак нужно не только ему, но и маленькой сестре. Об этой обязанности изначально было оговорено.

По какой-то причине, в один из дней этого не было сделано. В качестве ответственности была принята такая мера: на следующий день, в выходной, ребенок был разбужен с утра в 8.00 и отправлен в магазин за молоком, чтобы к пробуждению и завтраку у всех было молоко.

 В этой ситуации за свое не слишком ответственное поведение, ребенок лишил себя сна.

Пример № 3.

[attention type=red]

В ситуациях, когда ребенок просыпает или опаздывает в школу, он автоматически лишался просмотра мультфильмов то время, на которое он опоздал. И у него был выбор, приходить вовремя или лишать себя мультфильмов, опаздывая.

[/attention]

Пример № 4.

Наличие в доме домашних животных и уход за ними — отличный контекст для формирования ответственного поведения у ребенка. За животными нужно ухаживать, вовремя кормить и поить, убирать, выгуливать.

Часто дети сами просят завести дома питомца. Это отличный повод сформировать договоренности по поводу их содержания и ухода.

Через любовь к животным, ребенок может самостоятельность по их уходу и заботе, тем самым, получая опыт ответственного поведения.

Все вышеперечисленные рекомендации будут работать в том случае, если в семье создаются условия для формирования ответственности. Этих условий несколько.

  1. Личный пример взрослых. Быть самим ответственными (выполнение договоренностей, держать слово)
  2. Давать ребенку поручения и выбор;
  3. Уважать выбор ребенка, каким бы странным он не казался взрослым;
  4. Поощрять ответственное поведение;
  5. Давать право выбора;
  6. Учить ребенка прогнозировать результаты собственных действий;
  7. Учить ребенка расставлять приоритеты;
  8. Пошаговое приучение к действиям. Поручая что-то, Вы должны быть уверены, что ребенок это умеет.
  9. Режим дня. Границы. Определенность. Поручение должно быть понятным для ребенка.
  10. Самоконтроль как сформированный навык.

Источник: https://peter-zarubin.ru/kak-vospitat-otvetstvennost-u-rebenka/

Как воспитать у ребенка ответственность: 3 главных принципа

Ответственность ребенка за свои поступки

В широком смысле под ответственностью мы понимаем готовность отвечать за что-либо: за отношения, за порядок в прихожей, за домашнего питомца, за свои поступки, слова и обещания.

В общем, это способность, которая связана с желанием человека управлять своим кусочком вселенной, что для детей, вроде бы, должно звучать заманчиво.

Ответственность – это оборотная сторона свободы: ты хозяин, ты управляешь ситуацией, значит и последствия расхлебывать тебе.

Традиционное «воспитание», в котором не учитывались всякие психологические тонкости, состояло в том, что ребенка призывали к ответственности, объясняя ему, какой он в сущности безответственный, безалаберный и легкомысленный человек: «Ботинки порвал, книжку забыл, долго собирался и всюду опоздал! Тьфу!» Неудивительно, что многие шарахаются от любой ответственности, ведь это слово давно стало синонимом головомойки: ага, говорят про ответственность, сейчас будут ругать. Вместо чувства ответственности, которое почему-то должно просыпаться после домашнего скандала, возникают другие эмоции: чувство вины, тревоги, недовольства собой. Исторически люди использовали вину как кнут, который должен поднимать к эталону, на котором блестят всевозможные добродетели. Подразумевалось, что если ребенка поругать, он тут же раскается и захочет исправиться.

Это тупиковый путь для формирования ответственности. В 21 веке можно смело утверждать, что дети – это не маленькие взрослые, что самобичевание не идет им на пользу, что до ответственности они дорастают вместе с развитием своей эмоционально-волевой сферы в благоприятных условиях, а значит, воспитывать ответственность нужно небольшими и вполне конкретными шагами.

Обучение жизненным навыкам

О том, что формирование ответственности связано не волшебными фокусами в голове ребенка, а с приучением к самым обычным бытовым привычкам, говорят многие специалисты, например, психотерапевт Карен Раскин, автор книги «The 9 Key Techniques for Raising Respectful Children Who Make Responsible Choices» («9 ключевых методов воспитания вежливых детей, которые принимают ответственные решения» – прим.ред.):

  • Выделяйте маленькие зоны, в которых малыш может действовать самостоятельно, постоянно совершенствуя свой навык.
  • Не нагружайте его гигантским списком дел, вещи должны быть понятные и логичные. Даже двухлетка может помыть руки перед едой, вытереть бумажной салфеткой разлитое молоко, собрать шишки, которые вывалились из карманов его курточки и попытаться отлепить свой пластилин от папиного кошелька.
  • Время от времени позволяйте ребенку помогать вам в быту, пусть это пахнет генеральной уборкой и переводом продуктов, дело того стоит.

Возможность выбора

Ответственность немыслима без осознанного выбора, поэтому имеет смысл с младых ногтей предоставлять ребенку пространство для личного решения.

Он может выбрать себе книгу для чтения, игру или наряд в садик: штаны под юбку, шапка в виде зевающего лося, плащ супермена – ну и что? Один раз воспитательница как-нибудь это переживет.

Кстати, когда пойти на горшок, и доедать ли этот вкуснейший бабушкин суп – тоже зона ответственности ребенка, не давите. Пусть он разберется с сигналами собственного тела.

[attention type=green]

Растет дошкольник и растут варианты выбора: он может решить, что где разместить в своей комнате, как сложить свою одежду в шкаф, посещать ли общественное мероприятие с хороводом. Возможно, к школе ребенок оценит, насколько интересно принимать самостоятельные решения и будет собирать портфель без чужой помощи, наполняя его лишь самым необходимым – учебниками, камешками, рогатками.

[/attention]

Он сам может выбрать наряд в садик: штаны под юбку, шапка в виде зевающего лося, плащ супермена – ну и что? воспитательница переживет.

В психологии считается, что ответственность завязана на самооценке.

Работает это примерно так: у человека возникает чувство компетентности и контроля, некая уверенность в том, что он может справиться с возникшими проблемами, и тогда он радостно берет на себя важное дело.

Когда он видит, что дело спорится, а золотая рыбка уже неделю не бедствует и не всплывает кверху брюхом, ребенок чувствует гордость за свои достижения, еще больше растит самооценку и готов взять на себя новую задачу – попытаться пришить пуговицу к кукольным штанам.

Это не значит, что вся семья круглосуточно должна причмокивать языком и восхищаться ребенком: «Что за красавец, что за молодец!» Мы можем поддерживать детские начинания более эффективным способом: обеспечить собственный позитивный настрой и четкую обратную связь: «Семен! Спасибо! Ты очень помог мне загрузить стиральную машину. К сожалению, тюбик с краской был лишним в барабане. Давай попробуем загрузить машину еще раз». Говорите о последствиях детских дел, но не бейте по самооценке, она здесь страшно важна.

Кроме образовательного, есть и иной смысл в приглашении детей к совместных делам. Например, ввинчивая вместе с папой гайки от стеллажа, ребенок чувствует, что его ценят, ощущает гордость и общность с трудовыми резервами семьи.

Американские исследователи из колледжа Уэлсли в штате Массачусетс провели исследование, анализируя статьи и письма читателей в журналах для родителей в период с 1920-х годов до 2006-го, и без всякого удивления обнаружили, что за последнее столетие детские домашние обязанности постепенно исчезли и заменились на пару тривиальных забот: унести тарелку в мойку после ужина и пойти учить уроки. Между тем, именно домашние хлопоты помогают детям развивать эмпатию, вносить свой вклад в благополучие близких и развивать ответственность, считает один из авторов работы ассистент-профессора Маркелла Резерфорд. Не бойтесь поручать ребенку изготовление бутерброда или мытье чашки, иногда это окажется полезнее, чем развивающие занятия по тригонометрии.

Не бойтесь поручать ребенку приготовление бутерброда или мытье чашки – иногда это может оказаться полезнее, чем развивающие занятия по тригонометрии три раза в неделю.

Упрекая ребенка в безответственности, мы выдаем самосбывающееся пророчество. Дети очень верят родительским ярлыкам и стараются соответствовать. Если парень постоянно теряет варежки, забывает на площадке машинки, не помнит, куда дел пластмассовое ружье, вместо того, чтобы придумывать рифмы к «растеряше», помогите ему.

Изобретите секретные приемы суперагентов, которые осматривают песочницу, покидая ее, загибают пальцы, пытаясь сосчитать варежки или оборудуют свои автомобили веревочками, которые можно связать с ботинками. Если ребенок умеет читать, потренируйтесь в составлении списков, расписаний и нумерованных пунктов «что я проверяю перед выходом на улицу».

В общем, вместо порции осуждения программируйте решения проблем.

Вопрос вместо указания

Людям, привыкшим к армейским порядкам, проще раздавать приказы: «Стой-сь, равняй-сь, кровать заправить!» Но любящие родители, которые несмотря на утреннюю спешку, интересуются у ребенка, какую из гигиенических процедур он забыл выполнить, выиграют в долгосрочной перспективе. Это же не они отправляют маленького человека чистить зубы, а он сам вспомнил, сам пошел и сам почистил… Да и еще и зеркало на радостях помыл.

Не переборщить

Домашние дела, самостоятельность и зоны ответственности – хороши, но они должны соответствовать возрасту и способностям ребенка. Если загружать детей непосильными задачами, есть риск вызвать ощущение несостоятельности, а то и панику.

Золушке однажды приказали за ночь перебрать мешки с зерном, но эта проблема может выглядеть пустяком по сравнению с предложением загрузить посудомойку, которая в два раза больше вашего помощника.

Смотрите на ребенка, на то, с чем он легко справляется, на то, что ему пока не удается, и делайте выводы.

Источник: https://www.parents.ru/article/kak-vospitat-otvetstvennost/

Формирование ответственности у подростков: советы психолога

Ответственность ребенка за свои поступки
Елена Петрусенко — психолог, специалист по работе с подростками.

Согласно толковому словарю Ожегова, ответственность — это необходимость отдавать отчёт в своих действиях. Психология трактует данное понятие немного шире.  

Ответственность — это способность исполнять обязательства и следовать принятым в обществе правилам, а также осознавать последствия своего влияния на мир.  

Ответственность глазами подростка

В подростковом возрасте человеку нормально быть инфантильным. Кому-то в большей, кому-то в меньшей степени, но в любом случае, для подсознания нормальны паттерны, согласно которым за всё отвечают родители.

Картина мира подростка неполна, а опыт скуден, он не может в полной мере осознать глубину слова «ответственность». Ему бывает сложно проследить причинно-следственную связь между поступком или событием и последствиями.

Хорошая новость: ответственность не является частью характера. Это ценностный ориентир, который подросток может приобрести с помощью взрослых.

Советы по воспитанию ответственности

С помощью этих рекомендаций можно помочь ребёнку преодолеть подростковый инфантилизм и стать более зрелым.

1. Не навязывайте ребёнку свои цели  

«Вот исполнится тебе 18-ть, будешь сам решать, а пока я за тебя отвечаю!» — такую фразу можно часто услышать от отцов и матерей. И это нормально в ситуации угрозы жизни или здоровью ребёнка. Но родители зачастую применяют этот аргумент слишком часто.

Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз, который вы для него выбрали?  

Спрашивайте у подростка, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте её в штыки.

Любую цель можно мягко скорректировать. Для начала обозначьте задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток грезит стать звездой Голливуда, то он должен понимать, что ему как минимум нужен великолепный английский. Готов ли он работать над этим?  

Зачастую подростки с жаром берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложна, и на самом деле они хотят совершенно другого.  

2. Не путайте ответственность с послушанием

Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.

Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.

Как ни парадоксально, именно исполнительные школьники чаще всего списывают. Им важно отчитаться перед мамой с папой: «Смотрите, у меня “пятёрка”!». Ответственные дети стремятся получать реальные знания и готовы отвечать как за хорошие, так и за плохие оценки.

3. Не сравнивайте ни с кем подростка

Сравнения — это несправедливый упрёк. Разве можно что-то требовать от индивида, не имеющего релевантного опыта? Сравнения причиняют боль.

У каждого ребёнка уникальное ядро психики. Оно формируется примерно до трёх лет под влиянием условий содержания, воспитания и взаимоотношений со взрослыми. И если «сын вашей подруги» уже в первом классе самостоятельно добирался до школы и делал уроки, то вовсе не обязательно, что ваш ребёнок тоже к этому готов.

Не стоит сравнивать подростка и с собой в прошлом: «Вот я в твои годы!». Это всё равно, что чемпиону по прыжкам с парашютом успокаивать того, кто впервые поднялся в небо. У вас есть опыт разрешения той или иной ситуации, а у подростка — нет.

4. Поощряйте самостоятельность

Чувства ответственности не может быть без чувства самостоятельности. Если родители постоянно напоминают подростку расписание уроков, моют за него чашку и не позволяют одному передвигаться по городу, то ответственность не развивается.

Необходимо усмирить страх за своё чадо и позволить ребёнку получать собственный опыт. Чем раньше, тем лучше.  

Давайте подросткам посильные задания. Прекрасно ориентируется в Сети? Пусть найдёт для семьи выгодные авиабилеты к отпуску. Отправляйте его в магазин не с конкретным списком, а просьбой купить продукты для ужина. Пусть возьмёт то, что посчитает нужным, и увидит, можно ли из этого что-то приготовить.

[attention type=yellow]

И не забывайте хвалить ребёнка за любое проявление самостоятельности! В психологии это называется положительным подкреплением.

[/attention]

Обязательно отмечайте, когда ребёнок сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу.

Так он поймёт, как здорово быть самостоятельным! Мама с папой довольны, можно заняться с ними чем-то интересным, а сам подросток удовлетворён, так как получил новый опыт.

Внимание — не путайте положительное подкрепление с банальным подкупом. «Сделаешь уроки сам — получишь сто рублей». Это не только не способствует формированию ответственности в ребёнке, но и демонстрирует, как взрослый спихивает с себя неприятные задачи.

5. Подкрепляйте права обязанностями

С подростками отлично работает конструкция «Если…, то…». Пример: если ты возьмёшь на себя ответственность за чистоту посуду после еды, то я разрешу тебе гулять до десяти.

6. Разграничивайте зоны ответственности

Возьмите листок бумаги и выпишите всё, что вас раздражает, беспокоит или пугает в собственном ребёнке. Это может быть что угодно. Например, не моет за собой посуду, занудствует, не убирается, излишне открыт или наоборот замкнут. У кого-то перечень будет состоять из одного, а у кого-то из множества пунктов.

Взгляните на получившийся список и подумайте, что из этого касается лично вас. Вряд ли разбросанные тетради можно назвать вашей проблемой. Это зона ответственности подростка. Даже если это ужасно бесит.

Пункты, которые влияют на вас и других домочадцев, необходимо обсудить с подростком. Спокойно, без крика и ультиматумов объясните, как невыполнение обязательств может негативно сказаться на окружающих и к каким последствиям привести.

Например, из-за беспорядка в комнате могут завестись тараканы, которые расползутся по всему дому. Если подросток несамостоятелен в этом вопросе, вам мне придётся заходить в его комнату и наводить порядок. При этом он, вероятно, будет злиться из-за нарушения его личного пространства.

7. Готовьте подростка к трудностям

Оградить ребёнка от всех невзгод и проблем — естественный родительский инстинкт. Но из-за гиперопеки дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными.

Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства.

Так, вполне нормально поделиться с сыном или дочкой тем, что вам не нравится ваша работа, но вы не можете её сменить, так как нужно оплачивать коммунальные услуги.

Эта информация даст тинейджеру представление о семейной ответственности и он вполне в силах её «переварить». Но не стоит излишне перегружать подростка подробностями. Пусть он поймёт всю неидеальность мира чуть позже.

8. Демонстрируйте путь решения проблемы

Чаще всего дети не видят путь от запроса (я хочу есть) до результата (котлета на тарелке). Взрослым проще решить проблему, чем объяснять, как это делается. И это ещё одна из причин, почему не формируется ответственность.

Обязательно демонстрируйте подростку, как протекают те или иные процессы. Позволяйте ему самому что-то делать: готовить еду, чинить велосипед, заполнять документы. Не кричите, если у него не получается. Лучше спросите: «Как ты думаешь, ты справился? Могу я тебе помочь?».

9. Вводите санкции за безответственное поведение

В юриспруденции ответственность предполагает меры принуждения к нарушителям. И с этой гранью ответственности подросток тоже должен быть знаком.

Рассмотрим пример. Родители дали школьнику сто рублей и попросили по пути домой купить хлеб, а он прогулял эти деньги с друзьями. Если родители просто отругают его, то велика вероятность, что ситуация повторится.

Должны последовать санкции. Не наказание, а именно санкции! Подросток должен знать, что безответственность разрушает договорённости. Если родители потеряют доверие, та самая конструкция «Если…, то…», сломается. Станет меньше обязанностей, но и права тоже убавятся.   

10. Будьте примером

Дети считывают мир через ощущения и постоянно наблюдает за родителями. Они тонко подмечают, как общаетесь и выполняете обещания именно вы. И если уж призывать подростка к ответственности, то нужно и самому её демонстрировать.

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/responsibility

Воспитание ответственности у детей: основные правила

Ответственность ребенка за свои поступки

Все мамы и папы хотят, чтобы их ребенок вырос сознательным человеком, способным планировать свои действия и отвечать за их последствия, – словом, человеком, на которого можно положиться. Воспитание у детей чувства ответственности – прерогатива родителей. Как правильно это сделать, расскажем в нашей статье.

С какого возраста у детей можно воспитывать ответственность 

Из чего вообще складывается это качество? Можно выделить такие компоненты:

  • способность принимать решения; 
  • готовность отвечать за их последствия;
  • выполнять данные кому-либо (и самому себе) обещания;
  • анализировать уже имеющийся опыт и не повторять прежних ошибок;
  • умение прогнозировать развитие ситуации.

Это качество не является врожденным, его вполне можно развить. С какого же возраста имеет смысл развивать его у малыша? Давайте посмотрим.

  • дети до 3 лет в силу возраста не способны быть ответственными – просто потому, что не в состоянии предугадать последствия своих поступков. Забавно было бы ожидать от них другого поведения. Да тут еще и кризис трех лет – это тоже радости не добавляет;
  • период с 3 до 5 лет – в этом возрасте уже появляются зачатки ответственного поведения, основанного на степени детской самостоятельности: чем больше вы доверяете малышу обязанностей (в соответствии с возрастом, конечно), тем более ответственным он растет: убрать игрушки, полить цветы, помочь маме разгрузить сумки с покупками и т. д.;
  • с 5 до 7 лет – поведение становится все более сознательным, для развития ответственности оптимально будет расширять список дел, которые вы целиком передаете ребенку на откуп;
  • у младших школьников для развития ответственности следует в первую очередь поощрять самостоятельность и инициативность. 

То есть настоящее становление этого качества у детей начинается лет с четырех, но не позже 5–6 лет. 

Воспитание ответственности у детей: советы

Становление этого качества невозможно без развития самостоятельности. Но одно понятие не подменяет собой другое.

Простой пример: в среднестатистическом классе в начальной школе все дети самостоятельные (ну они же умеют одеваться, собирать портфель и делать покупки в магазине, верно?), но при этом ответственных среди них (тех, кто делает все это хорошо и без напоминаний), увы, единицы. Согласитесь, есть разница.

Как же развить у ребенка это качество? Все зависит от возраста вашего сына или дочери. 

Воспитание ответственности у детей дошкольного возраста

Для развития этого качества важно предоставлять дошколенку возможность выбора хотя бы в некоторых ситуациях: «Тебе рыбу на ужин запечь или потушить?», «Какую сказку почитаем на ночь?» и т. д. Это не значит, что нужно советоваться с малышом по каждому поводу.

Скажем, если вы пока не уверены, что он сможет правильно подобрать одежду по сезону или в соответствии с ситуацией, можно на первых порах доверить ему что-то несущественное: определиться с цветом колготок или рубашки (при этом вы предлагаете ему выбор из двух-трех подходящих к комплекту, естественно).

Если ваш малыш ходит в детский сад, там он выполняет первые трудовые обязанности:  

  • во время дежурства накрывает на столы перед едой и собирает посуду после трапезы;
  • убирает игрушки на место;
  • заправляет кровать после тихого часа;
  • участвует в осенних и весенних субботниках на территории детского сада.

Эти же самые дела он в состоянии выполнять и дома. Бывает, что взрослые чересчур опекают домашнего малыша, и в итоге мама или бабушка до пяти лет его одевают-раздевают и не дают ему даже элементарных домашних поручений (полить цветы, вымыть сапожки после осенней прогулки по грязи). 

Дети в таком возрасте очень хотят быть взрослыми, поэтому за любое порученное им «взрослое» дело берутся с энтузиазмом. Побочным эффектом такого рвения может стать внеплановая мамина уборка.

В любом случае помните, что ребенок очень старался и не виноват в том, что с первого раза что-то не получилось. Похвалите его если не за результат, то хотя бы за желание помочь.

[attention type=red]

Если вы четко видите, что вам придется за него что-то переделывать, выполняйте это не при малыше. Иначе его уверенность в себе и мотивация участвовать в семейных делах дадут трещину, и в следующий раз будет сложно добиться от него помощи по дому.

[/attention]

И уж, конечно, не стоит жестко критиковать ребенка либо сравнивать его с кем-то еще (друзьями, детьми своих знакомых или с собой в детстве), если сравнение явно не в его пользу. 

Воспитание ответственности у детей младшего школьного возраста

В этом возрасте нужно расширять список дел, за которые ребенок отвечает персонально. Помимо уроков, это могут быть кормление и выгуливание вашего домашнего питомца или, например, контроль за наличием хлеба и при необходимости его покупка и т. д.

Важно, чтобы сын или дочь научились делать это без напоминаний. Младшие школьники не настолько ответственны, чтобы полностью себя контролировать, поэтому определенная помощь в первое время им необходима.

Но заключается она не в том, чтобы сделать за отпрыска то, что он в состоянии выполнить сам, а в том, чтобы вовремя напомнить ему о возложенных на него обязанностях. То есть делать с ним уроки не нужно, но стоит поинтересоваться, все ли дела он сделал, прежде чем погрузиться в игру.

Есть смысл повесить на холодильник или на магнитную доску в комнате ребенка список его обязанностей, где каждое слово написано крупно и ярко. 

Младшие школьники уже умеют читать. Тем не менее все они любят, когда вслух читают родители. Этот вариант семейного досуга по-настоящему сближает детей и взрослых. Полезно будет познакомить ребенка с книгами, где герои не боятся взять на себя ответственность, в том числе и за других:

  • А. М. Волков «Волшебник Изумрудного города»;
  • А. П. Гайдар «Тимур и его команда»;
  • А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»;
  • В. П. Крапивин «Мальчик со шпагой»;
  • В. А. Осеева «Динка»;
  • Л. Пантелеев «Честное слово»;
  • А. Я. Бруштейн «Дорога уходит в даль…»;
  • В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой».

Этот список можно продолжить – ориентируйтесь на возраст ребенка.

Воспитание социальной ответственности у подростков

Когда дело касается подростков, то в этом случае речь идет о привитии уже не только самостоятельности, но и надежности, и обязательности. Все эти качества влияют на дальнейшую жизнь ребенка и его взаимоотношения с социумом – это то, что выходит за рамки одной семьи. Поэтому воспитать сына или дочь ответственным человеком – социальный долг родителей, скажем так. 

Увы, подростки тоже бывают инфантильными, и довольно часто. Но исправить ситуацию можно. И хотя выше мы говорили о том, что воспитание ответственности начинается уже у детей дошкольного возраста, это не значит, что родителям тинейджеров нужно рвать на себе волосы с криком «Шеф, усе пропало!». 

Да, это непросто, но реально. Вот основные правила:

  • Делитесь с подростком своими взрослыми правами и обязанностями по принципу «больше обязанностей – больше прав». В Великобритании провели исследование, доказывающее, что выполнение ежедневных домашних поручений развивает у детей ответственность, самостоятельность, эмпатию и укрепляет семейные отношения. 
  • Покажите ему варианты решения проблемы. Часто подросток прячется от ответственности просто потому, что понятия не имеет, с какой стороны подступиться к возникшей вдруг задаче. Не нужно изолировать тинейджера от семейных трудностей: гиперопека сделает его неподготовленным к самостоятельной жизни. Обсуждайте его собственные планы и то, как он планирует достичь цели. Ненавязчиво предлагайте свою помощь там, где один он явно не справится.
  • Максимально понятно объясните отпрыску последствия тех или иных решений, научите его грамотно расставлять приоритеты: если сразу после школы он сядет играть на компьютере, то потом просидит полночи с уроками. Как результат – не выспится и может опоздать в школу. 
  • Разрешите подростку прочувствовать на собственном опыте последствия безалаберности. Если отныне он сам собирает портфель, то не нужно проверять, взял ли он с собой тетрадь по физике и не забыл ли пенал. Если после школы он попал под дождь и потом не поставил мокрую обувь сушиться, то вечером ему не в чем будет идти гулять. Да, на первых порах приучения к ответственности дискомфорт неизбежен – и для ребенка, и для родителей. Но результат стоит того, чтобы немного потерпеть. 
  • Будьте образцом для подражания. Все мы давно в курсе, что наибольший воспитательный эффект имеют не бесконечные нотации и душеспасительные беседы, а наши поступки, реальные действия. И политика двойных стандартов здесь не работает. Согласитесь, странная ситуация: мама требует от сына всегда приходить вовремя, но сама постоянно опаздывает, когда забирает его после уроков или с тренировки. Вряд ли мальчик вырастет пунктуальным и ответственным. 

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на нашTelegram-канал.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/activityedu/vospitanie-otvetstvennosti-u-detei-osnovnye-pravila-5e0440e8433ecc00add7f9ab

Воспитание ответственности у ребенка – Психологос

Ответственность ребенка за свои поступки

Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку – в этом случае он закладывает себе фундамент успешной взрослой жизни. Однако субъективно, по крайней мере в детстве и для людей с инфантильным мировосприятием ответственность выглядит мало привлекательно и скорее как нечто внешнее, зачем-то навязываемое взрослыми.

Многие дети не хотят взрослеть, потому что не видят в этом ничего привлекательного. Зачем? Ведь ребенком быть выгоднее?

Что с этим делать? Не пасовать и делать свое родительское дело. Не надо перегружать ребенка ответственностью, но и нельзя отступать перед нежеланием ребенка взрослеть и брать на себя дополнительные нагрузки.

Любая способность развивается в процессе тренировки, поэтому ответственность развивается тогда, когда человек так или иначе берет или на него нагружают ответственность. Приемы:

  • Давать посильную нагрузку. Если родители стараются защитить ребенка от трудностей жизни, отстраняют ребенка от бытовых, материальных и других жизненных трудностей, ребенок привыкает к тому, что за него все сделают родители. Или кто-то другой. Маленький ребенок не понимает такого самопожертвования, но привыкает к беззаботной жизни. Привлекайте его к семейным делам – пусть помогает. Привлекайте к своим размышлениям, как лучше сделать то или иное.
  • Учите его, как справляться с трудностями. Самый ответственный по натуре ребенок будет отказываться от ответственности, если он элементарно не знает, как сделать то или иное. Разговаривайте с подростком о его планах, сомнениях, возможностях, о семейном бюджете и семейных проектах, о ваших собственных проблемах и желаниях. Ваши ожидания и обиды не должны быть скрыты от ребенка. В доверительных и честных обсуждениях, небольших общих делах, намечаемых вместе с ним (это могут быть какие-то усовершенствования в вашей квартире, устройство семейного праздника, семейная поездка) можно выработать постепенно ту линию поведения, которая будет устраивать и вас, и его.
  • Помогайте в делах, которые пока для него трудны. Наверное, любой ребенок хотел бы заработать деньги, так как они расширяют его возможности. Но работу надо искать, надо договариваться с незнакомыми людьми, перестраивать привычный ритм жизни. Часто подростка сдерживает опасение, что не хватит сил и на занятия, и на работу. Лучшее время начать работать – каникулы. Предложите свою помощь в поиске работы. Сначала можно даже поработать вместе с ребенком. А потом, скорее всего, подросток захочет объединиться со своим приятелем.
  • С делами, с которыми он может справиться уже самостоятельно – пусть справляется самостоятельно. Свои игрушки может убрать уже маленький ребенок, если его к этому приучать. А если ребенок свои игрушки не ценит, их ломает (бросает, забывает, не убирает) – то остается без игрушек. Когда школьник уже умеет делать уроки – он должен свои уроки делать самостоятельно.
  • Время от времени полезно поставить ребенка в ситуацию, когда нет другого жизненного выхода, кроме как оказаться ответственным. Хочешь выжить – бери на себя работу ответственности. Обстоятельства требуют. Приходит понимание: за тебя никто ничего не сделает. Помогает опыт самостоятельности: или накормишь себя, или останешься голодным.
  • Нагрузить ответственностью. Назначить ответственным в ситуации, когда неудобно отказаться. Смотри видео «Кадет Стоун, принимайте управление взводом!»
  • Обменять на права. Новые, привлекательные права даются в обмен на ту или иную новую ответственность.
  • Поставить ребенка в ситуацию, когда ответственность оказывается внутренне (морально) обязательной. Остался без родителей, рядом младший брат, еще более бестолковый, чем ты – но все-таки брат. Результат – беру за него ответственность.
  • Приучать платить за свои инициативы и за свои проколы.

Как помочь ребенку стать ответственным?

Со временем вам придется избавиться от привычки руководить жизнью вашего ребенка. Это должно стать уже не вашей заботой, а его прямой обязанностью. Для этого попробуйте воспользоваться советами американских специалистов по работе с родителями подростков, супругов Р. Т. и Дж. Байярд. Они советуют проделать следующие три шага.

Первый шаг. Возьмите бумагу и карандаш и составьте по возможности полный список всего того, что задевает, беспокоит вас в поведении вашего ребенка.

Беспокоит и задевает именно вас, а не семью в целом или других людей. Например: не хочет переодеваться после школы; целыми днями смотрит телевизор; не делает уроки; не убирает в своей комнате и т.д.

Просмотрите список, обдумывая в это время, все ли проблемы в нем имеют отношение лично к вам.

Второй шаг.

Когда список будет готов, снова просмотрите его и отберите в отдельный перечень те позиции, которые имеют определенные последствия для ребенка, но никак не влияют на вас Допустим, вас беспокоит то, что подросток стал плохо учиться, вам не удается заставить его ходить в школу или делать домашние задания. Но это влияет, прежде всего, на его или ее жизнь. Он или она не сможет выбрать тот вид деятельности, который нравится, людей, с которыми придется общаться, и т. д.

Исключайте этот пункт из своего списка и включайте его в перечень того, что должно заботить вашего ребенка. Но вы можете оставить в списке те пункты, которые имеют отношение непосредственно к вам.

Например, из-за него вас вызывают в школу, и вам приходится выслушивать обвинения в его плохой учебе или поведении.

Или, перестав ходить в школу, живет дома как иждивенец, не выполняя никаких обязанностей.

Третий шаг. Теперь у вас есть перечень тех поступков ребенка, которые влияют на вашу жизнь. Вот с ними и нужно работать.

[attention type=green]

Для этого, во-первых, откажитесь от собственной ответственности за эти пункты.

[/attention]

Во-вторых, выработайте в себе доверие к тому, что ваш ребенок может сам принимать правильные решения во всех этих случаях. Дайте ребенку понять и почувствовать это ваше доверие.

Как применить теорию на практике?

Начните с одного из пунктов. Выбрав, представьте, что ваш подросток совершает поступок, относящийся к этому пункту. Как только вы сделаете это, вы почувствуете знакомый вам эмоциональный толчок – смесь беспокойства, гнева и беспомощности.

Но затем заставляете себя вспомнить: теперь не вы, а ваш ребенок отвечает за это поведение. Вы не должны больше испытывать эти неприятные чувства. Почувствуйте новое состояние облегчения и свободы. Сейчас вы можете посмотреть на поступок подростка как бы со стороны: с интересом и доверием к тому, что он сам может разрешить свою проблему.

Затем обдумайте и отрепетируйте ваше сообщение сыну или дочери, что вы передаете им ответственность за данный пункт перечня. Можно сказать так: “В прошлый раз я беспокоилась, что ты не пошел в школу и сердилась оттого, что не могу заставить тебя ходить туда.

Я долго думала об этом и решила, что это действительно твое дело, потому что это влияет, прежде всего, на твою жизнь. Я поняла, что ты вполне можешь сам принимать решения по поводу твоей учебы. С сегодняшнего дня я не собираюсь вмешиваться в эти решения и доверяю тебе: что бы ты ни решил, это будет для тебя правильным.

Я по-прежнему буду интересоваться твоими делами и всячески помогать тебе, если, конечно, ты об этом попросишь. Но в целом теперь это твое дело”.

Потом обдумайте, что вы скажете по поводу тех аспектов его нежелания ходить в школу, которые могут беспокоить лично вас. Например: “Я не собираюсь вмешиваться в твои дела, но я хочу, чтобы во время школьных уроков ты не приводил домой своих приятелей. Я хочу, чтобы каждый из нас выполнял свои обязанности. Я не хочу содержать иждивенца”.

​​​​​​​Вы пользуетесь именно “я-высказываниями”, от своего лица, и по возможности более краткими.

Теперь отправьтесь к сыну или дочери, прямо заявите им, что вы приняли решение по определенной проблеме, и сформулируйте это решение.

[attention type=yellow]

В течение следующих нескольких дней или недель тем же способом передайте подростку ответственность за остальные пункты перечня.

[/attention]

Реакция ребенка бывает разной, иногда неожиданной, – от радости до обвинений, что о нем не заботятся. Реакция может отсутствовать вообще. Но первый шаг на пути к решению ваших проблем будет сделан.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/vospitanie-otvetstvennosti-u-rebenka

Лечимся дома
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: