Перинатальный и постнатальный периоды

Содержание
  1. Перинатальные матрицы Станислава Грофа и их влияние на жизнь ребенка
  2. Что такое перинатальные матрицы?
  3. Всего выделяют четыре базовые перинатальные матрицы:
  4. Первая перинатальная матрица
  5. Последствия неправильного прохождения первой матрицы
  6. Вторая перинатальная матрица
  7. Третья перинатальная матрица
  8. Четвертая перинатальная матрица
  9. Нивелирования последствий негативного прохождения матриц
  10. Этапы пренатального развития – Теории – 2020
  11. Стадия эмбриона
  12. Стадия плода
  13. Что такое перинатальный период? Пренатальный и перинатальный периоды развития
  14. Что такое перинатальный период?
  15. Сроки и продолжительность
  16. Физиологические процессы
  17. Развитие ребенка в этот период
  18. Возможные заболевания
  19. Отдельные состояния
  20. Значение перинатального периода
  21. Пренатальный и постнатальный периоды развития ребенка
  22. До рождения
  23. Концерты классической музыки
  24. После рождения
  25. Первый месяц
  26. От месяца до года
  27. Два года
  28. От 3 до 5 лет
  29. От 6 до 10 лет

Перинатальные матрицы Станислава Грофа и их влияние на жизнь ребенка

Перинатальный и постнатальный периоды

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, от чего зависит ваша судьба? Ваши решения? Ваша жизнь, в конце концов? Думаю, да, ведь это перечень вопросов, которые каждый человек ставит себе довольно часто.

Конечно, на ход событий в нашей жизни влияет огромное количество различных факторов, об одном очень неожиданном пойдет речь в данной статье.

Что такое перинатальные матрицы?

На многих форумах мы встречаем информацию об ощущениях будущих мам во время беременности и их изменениях в психологическом плане. А вот сведений о том, что чувствует малыш в утробе, очень мало.

Теория базовых перинатальных матриц – это теоретическая модель состояния психики ребенка в пренатальный (от момента зачатия, до родов), натальный (период родов) и постнатальный период (от рождения до 3 лет).

По данной теории все, что происходит с ребенком внутриутробно и при рождении имеет прямое влияние на дальнейшую жизнь человека, его психику и особенности характера. Мы не можем вспомнить момент своего рождения, но именно во время этого процесса мы переживаем уникальный опыт, который открывает нам путь к трансперсональной составляющей нашей личности.

[attention type=yellow]

Понятие о базовых перинатальных матрицах не новое, оно берет начало с более ранних работ американских ученых о влиянии родовых травм на психику человека. В современном варианте данная теория пришла к нам после опытов, которые проводил чешский психолог и психиатр Станислав Гроф.

[/attention]

Он применял психотропные вещества, а после запрета их использования в исследования ввели методику «холотропного дыхания».

Основным открытием стало яркое проявление особых компонентов подсознания, которые оказались подсознательными воспоминаниями о периоде внутриутробного развития и момента рождения.

Соединив данные эксперимента и информацию о том, что родовые травмы могут быть причиной различных расстройств психики, ученый вывел теорию перинатальных матриц в 1975 году.

Всего выделяют четыре базовые перинатальные матрицы:

  1. Первая перинатальная матрица, другое название которой «Матрица наивности» (от момента зачатия до родов, в норме 9 месяцев)
  2. Вторая базовая перинатальная матрица – «Матрица жертвы» (от начала схваток, до начала родовой деятельности – 4-20 часов).
  3. Третья перинатальная матрица, или «Матрица борьбы» (от начала родовой деятельности до рождения ребенка – 0,5-6 часов).
  4. Четвертая перинатальная матрица – «Матрица свободы» (от рождения до 3 лет).

Проходя каждую из данных матриц, которые соответствуют различным этапам развития плода, а также процесса рождения, ребенок подвергается воздействию многих факторов. В будущем это проявляется в различных психологических особенностях.

Первая перинатальная матрица

«Матрицей наивности» данный этап назван не просто так, ведь это самая комфортная стадия развития для ребенка. Тяжело точно определить временные рамки этого периода, обычно сюда относят отрезок времени от зачатия до первых схваток.

Первая перинатальная матрица характеризуется состоянием ребенка, близкому к представлениям человечества о рае:

  • тепло,
  • приятно,
  • ощущение невесомости и защиты,
  • полное удовлетворение физиологических потребностей,
  • постоянная температура среды обитания.

Это единственная статическая матрица, которая формирует жизненный потенциал человека, его способность к адаптации и потенциальные возможности индивидуума.

Со стороны психики ребенка этот этап ощущается как легкий, радостный и комфортный. Но это только в случае благоприятных условий: этот ребенок желанный, его ждут, он желаемого пола, беременность проходит без осложнений и различных потрясений будущей мамы. В таком случае психический потенциал и адаптационные возможности ребенка находятся на высоком уровне.

Также благоприятное течение «матрицы наивности» обеспечивает развитие умения расслабляться, дарить и получать любовь, познавать окружающий мир.

Последствия неправильного прохождения первой матрицы

Совсем другая ситуация, когда во время первой перинатальной матрицы на маму и ребенка оказывают влияние негативные факторы, тогда у младенца на подсознательном уровне могут сформироваться следующие программы:

  • Беременность была незапланированная – формируется программа «опять я не вовремя».
  • Если будущие родители думали о прерывании беременности – программа страха смерти и различные суицидальные наклонности.
  • Если у будущей мамы токсикоз – программа «меня тошнит от этого мира».
  • Болезни матери – программа «если я расслаблюсь, это принесет болезнь», а также склонность к астеническим проявлениям.
  • Неприятности в семье, волнения будущей мамы – программа «окружающий мир не дружеская среда, или даже опасная».

Внутриутробно, на психическом уровне, при таких условиях ребенок может испытывать страх, дискомфорт, настороженность и даже агрессию.

Вторая перинатальная матрица

Начало периода «Матрицы жертвы» совпадает с первой фазой родов, при появлении первых схваток. Физиологически это проявляется в сокращениях шейки матки, при которых сама она еще закрыта.

Именно тогда мама и ребенок становятся друг для друга источником биологического дискомфорта и боли. При этом, плод уже не получает кислорода и питательных веществ в нужном количестве, что вызывает стресс, панику, страх, обиду, агрессию, а также проявления клаустрофобии.

Вмешательство в ход родов, нарушает нормальное течение второй перинатальной матрицы и формирует следующие подсознательные программы:

  • Плановое кесарево сечение – почти не несет негативных последствий, внеплановое – формирование программы «я сам не смогу, мне нужна помощь», а также сложности доведения дел до конца.
  • Применение наркоза – программа «отморожения» от жизненных ситуаций, требующих твердого решения.
  • Стремительные роды – человек не может долго решать жизненные ситуации, отсутствие быстрого решения приводит к отказу решать что-либо вообще.
  • Долговременные роды – провоцирует закрепления у человека роли жертвы, во всех сферах жизни человека прессуют, он страдает, но на самом деле подсознательно его это устраивает.
  • Родостимуляция – способствует формированию подсознательной программы «пока меня не подтолкнут, я ничего делать не буду».

Данная матрица является важным компонентом в формировании решимости, а также развития умения к самомотивации.

Третья перинатальная матрица

Эта матрица получила название «матрица борьбы». По временным рамкам совпадает со второй стадией родов – матка продолжает сокращаться, но родовой канал уже открыт. Именно процесс рождения и процесс прохождения по родовым путям является первым опытом преодоления трудностей.

Если роды проходили правильно, и ребенок чувствовал «помощь» маминого организма, то матрица формируется в положительном плане «Когда мне тяжело, я не сам» и «Я смогу!». Именно во время этого процесса определяется способность преодолевать трудности, целеустремленность и смелость идти к цели.

При осложненных родах возможны различные варианты:

  • При стремительных родах, стимуляции родовой деятельности, матрица формируется в форме «если я не смогу, за меня сделают другие», человек почти не стремится бороться на пути к поставленной цели.
  • Другая сторона развития матрицы при неправильном течении родов – это форма гиперкомпенсации, при котором человек постоянно борется со всем и всеми, даже если это не очень нужно.
  • При асфиксии – возможно формирование матрицы чувства вины, или опасных для жизни увлечениях, как бы игры со смертью.
  • Клиническая смерть ребенка может развить программу скрытых суицидальных наклонностей.
  • При применении акушерских щипцов или вакуума – программа «я нуждаюсь чьей-либо помощи, но в то же время ее боюсь, потому что она может быть болезненна».
  • При разрывах, может сформироваться программа страха своей силы «если я проявлю силу это причинит боль».
  • Если ребенок рождается в ягодичном предлежании, это может развить умение выходить из ситуаций нестандартным путем, чаще всего тем, что сложнее.

Четвертая перинатальная матрица

«Матрица свободы» берет свое начало с момента полного биологического отделения от тела матери и продолжается в течение первого месяца, включая в себя третий период родов.

Новые обстоятельства жизни приносят значительно лучше ощущения, чем два предыдущие моменты. Но, вместе с тем, они недостаточно комфортные по сравнению с внутриутробным периодом. Ведь для удовлетворения физиологических потребностей уже нужно применять собственные усилия.

Данная матрица формирует у индивидуума свое отношение к свободе, а также к своим возможностям. Еще одним важным компонентом является формирование умения любить. Но в отличие от первой матрицы, четвертая способствует образованию любви, основанной на свободе действий партнера, а не их ограничения.

Важны также последствия других особенностей родов:

  1. Если ребенок не того пола, которого хотели родители – возможным есть формирование проблемы половой самоидентификации, что может привести к стремлению изменить пол в будущем, или к гомосексуальным отношениям.
  2. В случае размещения ребенка в кувез, в подсознании формируется барьер между ребенком и окружающим миром.
  3. Интересным является случай, когда рождаются близнецы. Ребенку необходимо ощущение кого-то рядом. У ребенка, который родился первым –  формируется чувство вины, что он предатель. А ребенок, который рождается следующим – чувство обиды и отверженности.
  4. Очень опасная ситуация, если у матери до этого были аборты. В это сложно поверить, но они записываются в подсознание новорожденного и отражаются в психике страхом насильственной смерти.
  5. Если во время родов применялись обезболивающие препараты, у ребенка может развиться ощущение отстраненности и безынициативности.

Нивелирования последствий негативного прохождения матриц

Ошибочно считать, что при всех вышеперечисленных проблемах обязательно проявится та или иная психологическая проблема, это вовсе не обязательные явления. Но, если они все же присутствуют, существует ряд техник, которые могут снивелировать негативные последствия неправильного протекания родов.

Один из них является универсальным, он может применяться как для детей, так и для взрослых – это медитация. Основное условие ее эффективности – представлять те образы, которые соответствуют определенным матрицам.

Закономерно, что самими тяжелыми для воображения будут именно проблемные элементы запрограммированных компонентов психики.

Для удобства разделим образы медитации-визуализации соответственно очередности перинатальных матриц:

1) Матрица наивности включает в себя такие положительные образы:

  • Живописные, полные гармонии картины природы, сады, пение птиц.
  • Котенок, который нежится в лучах солнышка, бабочка в цветке, дельфинчик в волнах и тому подобное.
  • Плоды на дереве, земля после дождя, цветочек, который тянется к солнышку.
  • Лодка или парусник, плывущий по спокойной воде в хорошую погоду.

2) Неприятности в период матрицы жертвы могут нивелироваться за счет:

  • Образа морских просторов, вида с высокой горы, светлой лужайки с цветами.
  • Табуна лошадей в степи, стаи птиц, семьи пчел и т. д.

3) Сглаживание негативных последствий матрицы борьбы возможно при использовании таких образов:

  • Луч света, который светит в морскую глубину, растение, что пробивается сквозь асфальт.
  • Сильный ветер или шторм в океане.

4) Матрица свободы имеет следующие положительные образы:

  • Кошка, вылизывающая своего котенка, птичка, которая кормит птенца.
  • Звонкий родничок, или небольшой водопад.
  • Звездное небо и самая яркая звезда.

Если вы взяли за цель проработать сразу несколько негативных последствий неправильного прохождения перинатальных матриц, то важно соединить все визуальные образы в логическую цепочку. Они должны будто плавно переходить из одного в другой.

Также перед началом вашего «путешествия» нужно четко представить путь «домой», но уже новым и счастливым человеком.

Тут будет размещена реклама

Теория перинатальных матриц подвергается критике со стороны ученых, из-за своего недостаточного подтверждения фактами. В общих чертах считается научной, но в психологической и психиатрической литературе все же рассматривается в сочетании с эзотерическими взглядами.

[attention type=red]

Воспринимать, или не воспринимать данную теорию личное дело каждого, но знать о возможных последствиях собственных мыслей и действий все же необходимо.

[/attention]

Источник: https://kolesogizni.com/semya/perinatalnye-matricy-stanislava-grofa

Этапы пренатального развития – Теории – 2020

Перинатальный и постнатальный периоды

Хотя вы можете думать о развитии ребенка как о чем-то, что начинается в младенчестве, пренатальный период также считается важной частью процесса развития.

Пренатальное развитие – это время замечательных изменений, которые помогают заложить основу для будущего психологического развития.

Мозг развивается в течение пренатального периода, но он будет продолжать подвергаться большему количеству изменений в течение ранних лет детства.

Давайте подробнее рассмотрим основные этапы и события, которые происходят в период внутриутробного развития. Процесс внутриутробного развития происходит в три основных этапа.

Первые две недели после зачатия известны как зародышевая стадия, с третьей по восьмую неделю известны как эмбриональный период, а время с девятой недели до рождения известно как период плода.

Зародышевая стадия начинается в момент зачатия, когда сперма и яйцеклетка объединяются в одной из двух маточных труб. Оплодотворенная яйцеклетка, известная как зигота, затем движется к матке, и это путешествие может занять до недели. Деление клетки начинается примерно через 24-36 часов после зачатия.

Уже через несколько часов после зачатия одноклеточная зигота начинает путешествовать по фаллопиевой трубе к матке, где начинается процесс деления и роста клеток.

В процессе митоза зигота сначала делится на две клетки, затем на четыре, восемь, шестнадцать и так далее.

Значительное количество зигот никогда не проходит мимо этой ранней части деления клеток, при этом до половины всех зигот выживают менее чем за две недели.

Как только точка из восьми клеток достигнута, клетки начинают дифференцироваться и приобретать определенные характеристики, которые будут определять тип клеток, которыми они в конечном итоге станут.

[attention type=green]

По мере того как клетки размножаются, они также разделяются на две отличительные массы: внешние клетки в конечном итоге становятся плацентой, а внутренние клетки образуют зародыш.

[/attention]

Деление клеток продолжается с высокой скоростью, и затем клетки развиваются в так называемую бластоцисту. Бластоциста состоит из трех слоев:

  1. Эктодерма (которая станет кожей и нервной системой)
  2. Эндодерма (которая станет пищеварительной и дыхательной системами)
  3. Мезодерма (которая станет мышечной и скелетной системами).

Наконец, бластоциста поступает в матку и прикрепляется к стенке матки, процесс, известный как имплантация.

Имплантация происходит, когда клетки прижимаются к слизистой оболочке матки и разрывают крошечные кровеносные сосуды. Соединительная сеть кровеносных сосудов и мембран, которые образуются между ними, обеспечит питание для развивающегося существа в течение следующих девяти месяцев. Имплантация не всегда автоматический и надежный процесс.

Исследователи считают, что приблизительно 60 процентов всех естественных представлений никогда не будут должным образом имплантированы в матку, что приводит к новой жизни, заканчивающейся прежде, чем мать когда-либо узнает, что она беременна.

Когда имплантация успешна, гормональные изменения останавливают нормальный менструальный цикл женщины и вызывают целый ряд физических изменений. Для некоторых женщин занятия, которыми они раньше наслаждались, такие как курение и употребление алкоголя или кофе, могут стать менее приятными, возможно, частью естественного способа защиты растущей жизни внутри нее.

Стадия эмбриона

На данный момент масса клеток теперь известна как эмбрион. Начало третьей недели после зачатия знаменует собой начало эмбрионального периода, времени, когда масса клеток становится отчетливой, как у человека. Стадия эмбриона играет важную роль в развитии мозга.

Эмбрион начинает делиться на три слоя, каждый из которых станет важной системой организма. Примерно через 22 дня после зачатия формируется нервная трубка. Эта трубка позже перерастет в центральную нервную систему, включая спинной мозг и мозг.

Нервная трубка начинает формироваться вдоль области, известной как нервная пластинка. Самыми ранними признаками развития нервной трубки являются появление двух гребней, которые образуются вдоль каждой стороны нервного пространства.

[attention type=yellow]

В течение следующих нескольких дней больше гребней формируется и складывается внутрь, пока не образуется полая трубка. Как только эта трубка полностью сформирована, клетки начинают формироваться около центра. Трубка начинает закрываться и образуются пузырьки мозга.

[/attention]

Эти пузырьки в конечном итоге разовьются в части мозга, включая структуры переднего, среднего и заднего мозга.

Примерно на четвертой неделе голова начинает быстро формироваться, за ней следуют глаза, нос, уши и рот. Сердечно-сосудистая система – это место, где начинается самая ранняя деятельность кровеносного сосуда, который станет пульсом сердца.

В течение пятой недели появляются почки, которые будут формировать руки и ноги.

К моменту, когда восьмая неделя развития достигнута, эмбрион имеет все основные органы и части, кроме половых органов. У него даже есть колени и локти! В этот момент эмбрион весит всего один грамм и имеет длину около одного дюйма.

К концу эмбрионального периода были созданы основные структуры мозга и центральной нервной системы. На этом этапе развития также определяются основные структуры центральной и периферической нервной системы.

Исследования показали, что производство нейронов начинается примерно на 42 день после зачатия и в основном завершается где-то в середине беременности.

По мере формирования нейронов они мигрируют в разные области мозга. Как только они достигли правильного местоположения, они начинают формировать связи с другими нервными клетками, создавая рудиментарные нейронные сети.

Стадия плода

Как только дифференцировка клеток в основном завершена, эмбрион переходит на следующую стадию и становится известным как плод. Период внутриутробного развития плода отмечает более важные изменения в мозге. Этот период развития начинается в течение девятой недели и длится до рождения.

Ранние системы и структуры организма, созданные на зародышевой стадии, продолжают развиваться. Именно в этот момент в пренатальном развитии нервная трубка развивается в мозг и спинной мозг, и нейроны продолжают формироваться. Как только эти нейроны сформировались, они начинают мигрировать в правильные места. Синапсы, или связи между нейронами, также начинают развиваться.

Именно в период между 9-й и 12-й неделями начинают возникать самые ранние рефлексы, и плод начинает совершать рефлексивные движения руками и ногами.

[attention type=red]

Эта стадия внутриутробного развития длится дольше всего и характеризуется удивительными изменениями и ростом.

[/attention]

В течение третьего месяца беременности половые органы начинают дифференцироваться, и к концу месяца будут сформированы все части тела. В этот момент вес плода около трех унций.

Плод продолжает расти как по весу, так и по длине, хотя большая часть физического роста происходит на более поздних стадиях беременности.

Конец третьего месяца также знаменует собой конец первого триместра беременности. Во втором триместре или месяцах с четвертого по шестой сердцебиение становится сильнее, и другие системы организма становятся более развитыми. Формируются ногти, волосы, ресницы и ногти на ногах. Возможно, наиболее заметно, что плод значительно увеличивается в размерах, увеличиваясь примерно в шесть раз.

Так что же происходит внутри мозга в этот важный период внутриутробного развития? Мозг и центральная нервная система также становятся более отзывчивыми во втором триместре. Примерно через 28 недель мозг начинает быстрее созревать с активностью, очень похожей на активность спящего новорожденного.

В течение периода от семи месяцев до рождения плод продолжает развиваться, прибавлять в весе и готовиться к жизни вне матки. Легкие начинают расширяться и сжиматься, подготавливая мышцы к дыханию.

Слово от Verywell

Период внутриутробного развития – это время физического роста, но то, что происходит внутри мозга, имеет решающее значение для будущего психологического развития. Развитие мозга, которое происходит во время пренатального периода, помогает определить курс того, что будет происходить вне матки.

В то время как внутриутробное развитие обычно следует этой нормальной схеме, бывают случаи, когда возникают проблемы или отклонения. Узнайте больше о некоторых проблемах с внутриутробным развитием. Болезнь, недоедание и другие пренатальные воздействия могут оказать сильное влияние на развитие мозга в этот критический период.

[attention type=green]

Но развитие мозга не заканчивается при рождении. В постнатальном периоде происходит значительное развитие мозга, в том числе увеличение размера и объема при изменении структуры. Мозг растет примерно в четыре раза больше между рождением и дошкольным образованием. По мере того, как дети учатся и получают новый опыт, некоторые сети в мозге укрепляются, а другие связи сокращаются.

[/attention]

Источник: https://rus.psychic-parapsychologist.com/stages-prenatal-development-14366

Что такое перинатальный период? Пренатальный и перинатальный периоды развития

Перинатальный и постнатальный периоды

Вся жизнь человека поделена на определенные периоды, каждому из которых свойственны свои особенности. Одним из важных отрезков жизни считается перинатальный период. В какие временные рамки он укладывается, и какие физиологические и психологические изменения предполагает? Узнаем из этой статьи.

Что такое перинатальный период?

Перинатальным называют период, начинающийся от 22 недели беременности.

Кроме того, в него входит отрезок времени, предшествующий непосредственно родам, а также сам процесс родоразрешения и период, последующий сразу же за ним.

Сам процесс родов делится на три стадии: предродовые схватки, родоразрешение, извлечение последа. Все эти этапы, а также первая неделя после появления человека на свет, называются перинатальным периодом.

Многие люди часто путают понятия пренатальный и перинатальный, ошибочно полагая, что эти понятия идентичны. В отличие от перинатального периода, охватывающего лишь часть внутриутробного развития плода и первые сутки жизни новорожденных, пренатальное развитие начинается с момента зачатия и заканчивается после рождения ребенка.

Сроки и продолжительность

Этот отрезок времени также называют околородовым. Срок перинатального периода начинается с полных 22 недель беременности и завершается спустя неделю (168 часов) после рождения ребенка. При этом самая большая продолжительность перинатального периода отмечается в случаях, когда женщина перенашивает ребенка (т.е. беременность длится дольше 39 недель).

Физиологические процессы

Во время перинатального периода плод активно развивается физически. Выделяют несколько стадий перинатального периода, отличающихся различными физиологическими процессами, происходящими в организме маленького человека:

  • антенатальный период — 24-40 недели;
  • интранатальный период — прохождение по родовым путям;
  • постнатальный (ранний период новорожденности) — первые 168 часов жизни.

Раньше всех остальных чувств у плода формируется осязание: уже в самом начале беременности он способен чувствовать тактильные раздражители. Ближе к началу перинатального периода формируется слуховой и вестибулярный аппараты — ребенок начинает слышать.

После 28 недели развитие малыша считается практически совершенным — он ощущает биение материнского сердца и различает оттенки ее голоса. Дыхательная система плода еще не развита в достаточной мере.

Тем не менее у детей, рожденных на этом сроке, есть шансы на выживание, ведь современная медицина помогает даже недоношенным крохам сделать первый вдох.

29 и 30 недели беременности характеризуются повышенной активностью плода. Он уже двигает конечностями, может потянуться и даже сморщить личико. Встревоженный какими-то обстоятельствами, малыш в утробе выражает свое беспокойство толчками, которые беременная женщина ощущает очень явно.

В этот период организм крохи быстро крепнет и накапливает мышечную массу после 31 недели. Но в это время не все органы младенца развиты в достаточной мере (яички мальчиков еще не опускаются в мошонку, а половые губы девочек не совсем закрыты, пупок у младенцев обоего пола расположен низко). Зато рожденный в это время ребенок уже осуществляет акт дыхания самостоятельно.

Начиная с 32 недели плод постепенно занимает нужную для рождения позу — головкой вниз. На 33 и 34 неделе малыш начинает готовиться к своему появлению на свет. В это время плод весит уже около 2 или более килограмм. Пушок на голове густеет. Родившиеся в это время дети уже не считаются недоношенными.

На 35 неделе у маленького человека полностью вырастают ногти (интересно, что они могут быть настолько длинными, что малыш нередко царапает ими себя, еще находясь в материнской утробе).

[attention type=yellow]

Плод на 36 неделе уже имеет вполне сформированное личико младенца — полные и гладкие щеки, активно сосущие пальчик губы и т. д. На 37 неделе ребенок продолжает расти, постепенно опускаясь все ниже в таз матери. Самое интенсивное развитие наблюдается на 38-39 неделях гестации. Вес плода может достигать 3 кг, он вполне готов к появлению на свет.

[/attention]

Родившийся человек на протяжении недели еще мало напоминает классического младенца-пупса. Личико его может быть несколько ассиметричным, сплющенным и красноватым. В первые сутки жизни малыша начинает выделяться первородный кал, именуемый меконием. У ребенка этого возраста отмечается ярко выраженный сосательный, хватательный и другие рефлексы.

Развитие ребенка в этот период

Находясь в матке, младенец переживает самые различные эмоции: тревогу, подавленность, радость, любовь или даже ненависть. Нередко малыш разделяет настроение мамы в определенный момент. Перинатальный период развития разделяют на несколько этапов:

  1. Внутриутробная жизнь. Ребенок и мама — это одно целое, соединенное не только пуповиной, но и общими эмоциями. Малыш получает не только питательные вещества и воздух, но и чувствует любые переживания мамы. Последние сказываются не лучшим образом на состоянии крохи (стрессы могут увеличить мышечный тонус плода). Именно этот период создает определенную базу для формирования отношений между ребенком и окружающим миром.
  2. Период от начала схваток до раскрытия родовых путей. Спокойное пребывание ребенка окончено, некая сила сдавливает его, лишая питательных веществ. Тем не менее выход в новый мир для ребенка пока закрыт. В этот период очень важным является состояние матери: она не должна впадать в панику, кричать и нервничать. Чем спокойнее и терпеливее ведет себя роженица, тем легче ребенку будет выполнять работу по дальнейшему прохождению по родовым путям.
  3. Движение ребенка по родовым путям и собственно рождение. Этот этап считается наиболее тяжелым на протяжении родов. Все силы организма младенца мобилизуются и помогают ему двигаться к теперь уже ясно различимому свету. Рождение отнюдь не означает конец испытаний для малыша. На кроху тут же обрушиваются все реалии современного мира — на него начинают действовать законы притяжения (ведь в утробе мамы он находился в состоянии невесомости). У него пробуждается сознание, а все перинатальные воспоминания становятся бессознательными. Именно прохождение по родовым путям чрезвычайно важно для адаптации и становления ребенка как личности. В этот момент запускаются различные психологические механизмы. От особенностей прохождения зависит дальнейшее умение человека приспосабливаться к изменениям в жизни.
  4. Первое время после родов. Психологи уверены, что оттого, что слышит, чувствует и видит кроха в первые мгновения рождения, зависят его дальнейшие отношения с окружающим миром. Нужно, чтобы в этот момент мама находилась рядом, как и всегда на протяжении 9 месяцев. Малыш ни в коем случае не должен почувствовать одиночество, в противном случае он всю жизнь будет бессознательно тосковать по потерянному блаженству в материнской утробе. Кожный контакт, голос мамы, первые капли молозива успокоят кроху.

С первых же минут разлученные с мамой малыши испытывают чувство страха, незащищенности, растерянности, и впоследствии могут быть подвержены депрессии, панике и недоверия к миру.

Возможные заболевания

Самыми распространенными заболеваниями перинатального периода считаются:

  1. Родовая травма. Представляет собой повреждения плода, полученные непосредственно во время родоразрешения. Такие травмы могут включать разрывы мягких тканей, переломы и вывихи, растяжения и т.д. Причины подобных состояний могут быть разными — от состояния плода до динамики родоразрешения. Стремительность и длительность родов, соответствие размеров малыша родовым путям, недоношенного и переношенность — все эти факторы влияют на состояние родившегося ребенка.
  2. Асфиксия. Состояние, связанное с недостатком кислорода в организме малыша, а также накоплением углекислого газа. Чаще всего плод страдает не столько от асфиксии (полного отсутствия кислорода), сколько от гипоксии (его недостатка в органах и тканях). Причиной подобного заболевания считаются материнские патологии, врожденные пороки плода и т.д.
  3. Гемолитическая болезнь. Тяжелая патология неонатального периода. Возникает по причине несовместимости крови мамы и ребенка по резусу или группе. При этом формы такого заболевания могут быть как жизнеспособными, так нежизнеспособными.
  4. Инфекционные болезни плода: пневмония, токсоплазмоз, цитомегалия, сепсис и др.

Большинство указанных патологий способны осложнить течение беременности и спровоцировать многочисленные пороки развития плода.

Отдельные состояния

Отдельными состояниями, требующими внимательного врачебного подхода, являются недоношенность и переношенность.

Недоношенностью считается рождение ребенка при сроке беременности меньше 259 суток. В число недоношенных входят младенцы с массой 500-2500 г и длиной тела 25-45 см. Главные признаки недоношенности: длинные пушковые волосы на спине, лице и плечах, мягкие кости, недоразвитость ногтей и половых органов, отсутствие окостенения бедер.

Для переношенных детей характерно рождение после 294 суток беременности. Таких малышей отличают сухая шелушащаяся кожа, ядра окостенения отмечаются в бедренных и других костях скелета.

Значение перинатального периода

Перинатальный период — чрезвычайно важное время для маленького человека. Находясь в материнской утробе, он стремительно и всесторонне развивается. Именно в период до родов малыш начинает отличать различные эмоции мамы, между ними формируется эмоциональная связь.

Процесс рождения, хотя и представляет некоторый стресс и шок для ребенка, является неотъемлемой частью перинатального периода. Считается, что наиболее приемлемым для малыша вариантом являются естественные роды путем прохождения через родовые пути.

Именно такой способ появления на свет помогает ребенку преодолеть своеобразный первый барьер. Психологи уверены, что естественное рождение помогает ребенку стать более целеустремленным и стойким.

Не менее важен этот аспект и для мамы — естественные роды формируют более крепкую нейро-эмоциональную связь между ней и ее новорожденным крохой.

Полноценная жизнь маленького человека начинается отнюдь не после его появления на свет. Уже с 22 недели беременности плод, находящийся в материнской утробе, умеет слышать и осязать. С каждой новой неделей его умения совершенствуются, и к моменту своего рождения он уже является цельным, завершенным во всех отношениях существом.

    перинатальное развитие, периоды развития, Пренатальный период

Источник: https://mei-sonnen.ru/skolko-dlitsya-perinatalnyj-period.html

Пренатальный и постнатальный периоды развития ребенка

Перинатальный и постнатальный периоды

Желание иметь ребенка должно быть осмысленным со стороны обоих родителей. Будущей маме полезно не только знать о предстоящих переменах в организме, но и прочитать как можно больше информации про пренатальный и постнатальный периоды развития малыша.

До рождения

Пренатальный период, или внутриутробное развитие, который длится в среднем 280 дней (40 недель), принято подразделять на три этапа:

  • Начальный этап. Это первая неделя развития от момента оплодотворения до имплантации в слизистую оболочку матки зародыша.
  • Эмбриональный этап. В течение следующих семи недель происходит формирование всех систем и органов. Основным питанием для малыша являются вещества, доставленные с кровью матери. На третьей неделе закладываются кровеносные сосуды, пронефрос (предпочка) и сердце. Еще через семь дней завершается формирование печени, желудка, легкого, поджелудочной и эндокринных желез, а также первичной почки, зачатков ног и рук. На пятой неделе у эмбриона продолжают развиваться легкие и бронхи, формируются прямая кишка, мочевой пузырь. Через две недели наблюдается интенсивный рост головы, можно разглядеть уши и глаза, пальчики на ногах и руках.
  • Плодный этап. Начиная с девятой недели беременности и до момента рождения ребенок набирает массу и увеличивается в размерах, продолжается созревание и развитие систем и органов.

Концерты классической музыки

До недавнего времени идеи считать возраст ребенка от зачатия казались совершенно безумными, но сегодня ученые настроены уже не так скептически.

Результаты исследований показывают, что малыш может обучаться в утробе матери. Наилучшим способом стимуляции является проигрывание эмбриону классической музыки.

Практически сразу после зачатия начинает развиваться мозг крохи, а к концу пятого месяца формируется количество мозговых клеток, которое будет неизменным весь постнатальный период. С внутриутробным развитием клетки увеличиваются с помощью межклеточных соединений.

Стимуляция клеток посредством классической музыки повышает вероятность развития интеллекта. Кроме того, в постнатальный период такие дети легче поддаются обучению и даже начинают говорить на несколько месяцев раньше, чем сверстники.

После рождения

Постнатальным периодом называют время с момента рождения и до смерти. В педиатрии принято выделять следующие стадии постнатального развития:

1. Первый месяц после рождения – период новорожденности.

2. Со второго месяца до года – младенчество.

3. Второй год жизни – позднее младенчество.

4. От двух до шести лет – младший детский возраст (дошкольный период).

5. 6-10 лет (девочки) и 6-12 лет (мальчики) – школьный период.

Первый месяц

В течение первых 28 дней жизни малыша происходят кардинальные изменения. Мы подробно расскажем об особенностях периода новорожденности:

  1. Физиологическая потеря веса. Педиатры считают нормой потерю в весе до 10 % в первые пять дней.
  2. Сразу после рождения малыши обладают поисковым, сосательным, двигательным и хватательным рефлексом.
  3. В течение первого месяца жизни мышцы находятся в тонусе, а тело автоматически принимает позу зародыша. Гипертонус, как правило, исчезает через два-три месяца.
  4. Количество испражнений напрямую зависит от частоты кормлений. Первые двое суток из кишечника выделяется меконий.
  5. Большую часть времени новорожденные проводят во сне – они могут спать до 22 часов в сутки.

Разделение матери и ребенка во время родов, безусловно, сказывается на психологическом состоянии малыша в ранний постнатальный период. Однако при сохранении постоянного контакта этот этап проходит без серьезных последствий.

Что касается пищи, то ВОЗ и педиатры во всем мире считают грудное молоко идеальным рационом, особенно для новорожденных. Количество и частоту кормлений лучше оставить на усмотрение малыша.

От месяца до года

Представьте, какая сложная задача стоит перед ребенком в первый год жизни. Сначала младенец учится держать голову, затем ползать и садиться, вставать, ходить, хватать предметы. Формирование двигательных навыков у детей в постнатальный период развития позволяет им получить как можно больше информации об окружающем мире.

Первые попытки захватить и удержать предмет появляются уже в 3-4 месяца. Для таких тренировок подойдут легкие и шумные погремушки. В этом возрасте дети начинают понимать взаимосвязь определенных движений и появляющихся при этом звуков.

[attention type=red]

Примерно в 6-7 месяцев малыши открывают самостоятельный способ перемещения в пространстве – ползание. Еще через некоторое время они пробуют вставать на ножки и делать первые шаги, и активное участие взрослых обязательно пойдет на пользу этому сложному процессу.

[/attention]

В конце младенческого периода ребенок пытается подражать взрослым в манипулировании предметами: подносит чашку ко рту, катает машинку, стучит в барабан.

Два года

В течение первого года жизни малыш привязан к маме, но развитие в постнатальный период добавляет уверенности в себе. В 12 месяцев малыш уже умеет ходить и изо всех сил стремится к самостоятельности. Родители с удивлением обнаруживают тот момент, когда чадо перестает подчиняться их воле и становится личностью со своими желаниями.

Развитие малыша в период позднего младенчества сопровождается формированием характера и идет очень быстрыми темпами. Маленький исследователь спокоен только в момент сна, а все остальное время он буквально не сидит на месте.

До двух лет ребенок накапливает пассивный словарный запас и учится понимать разговорную речь, чтобы через некоторое время начать говорить самостоятельно.

Не секрет, что дети могут развиваться по-разному. Однако бывают случаи, когда принцип “всему свое время” лучше не применять в постнатальный период. Обязательно обратитесь к специалисту, если малыш после полутора лет не начал ходить или не играет в простые игры, после двух лет не говорит ни слова или не реагирует на долгое отсутствие мамы (ухаживающего за ним взрослого человека).

От 3 до 5 лет

Постнатальный период развития ребенка нередко сопровождается кризисами, и первый наступает в три года. На смену позиции “мы” приходит самостоятельное “я”, что меняет отношение малыша ко всему окружающему. Вместо мира предметов главный интерес теперь представляет мир людей.

В младшем дошкольном возрасте происходит развитие коммуникативной деятельности, социального восприятия и функций речи, а также воображения и образного мышления.

На шестом году жизни мы можем оценить индивидуальность и характер малыша. С помощью воображения ребенок буквально раскрашивает свою жизнь яркими красками. Специалисты считают, что детские рисунки в младшем дошкольном возрасте – это связь с внутренним миром юного художника.

Ближе к школьному периоду ребенок хорошо ориентируется во времени и пространстве, в бытовых вещах и отношениях между людьми.

От 6 до 10 лет

О социальной готовности к школе говорит проявление кризиса 6-7 лет. Ребенок пытается осознать свое место в системе сложных общественных отношений, происходит разделение внешнего и внутреннего мира.

В младшем школьном возрасте существенные изменения претерпевает память и восприятие. Ведущей деятельностью становится учение, появляются другие обязанности и распорядок дня.

Школьники проявляют индивидуальность и интерес к соревнованиям. Они активны, полны энергии и любознательны. Детям важно видеть хороший пример перед глазами: любовь родителей, атмосферу дружелюбия, готовность прийти на помощь и взаимное уважение.

Источник: https://FB.ru/article/233386/prenatalnyiy-i-postnatalnyiy-periodyi-razvitiya-rebenka

Лечимся дома
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: