- Пальценосовая проба., Пяточно-коленная проба., Пальцеуказательная проба
- Заболевания мозжечка
- Пальце-пальцевая проба
- Поражение мозжечка у детей
- Испытание устойчивости в позе Ромберга
- Искусственная нагрузка на лабиринт. Калорическая проба
- Вращательная проба
- Фистульная проба
- Пальценосовая проба – Ваш Недуг
- Пальце-носовая проба
- Калорическая проба
- Пальценосовая проба для оценки координации движений и их нарушений. Пальценосовая проба в норме, положительная с интенцией, атаксия и симптом узды
- Этиология и патогенез полиневропатий
- Диагностика
- Очаговые неврологические симптомы
- Пальценосовая проба для оценки координации движений и их нарушений. Пальценосовая проба в норме, положительная с интенцией, атаксия и симптом узды
- Пальценосовая проба в норме, положительная с интенцией, атаксия и симптом узды
- Интенция в психологии
- Что такое интенция и ее вариации
- Интенциональность в философии
- Основные принципы
- Парадоксальная интенция
- Основные понятия
Пальценосовая проба., Пяточно-коленная проба., Пальцеуказательная проба
Сидящий перед врачом испытуемый разводит в стороны руки и сначала при открытых глазах, а затем при закрытых старается дотронуться указательными пальцами рук до кончика своего носа.
В случае перераздражения правого лабиринта больной будет промахиваться обеими руками влево, в сторону медленного компонента нистагма.
При раздражении левого лабиринта больной промахивается обеими руками в сторону правого уха.
В отличие от поражения лабиринта при патологии в задней черепной ямке промахивание будет только одной рукой, соответствующей стороне локализации процесса в задней черепной ямке.
Заболевания мозжечка
Нарушения в работе органа проявляются разнообразной клиникой. Но преобладают проблемы, связанные нарушением координации, походки, мышечного тонуса.
Причины, которые вызываютпоражение органа, можно разделить на три группы. Это врожденные пороки
развития, наследственные атаксии и приобретенные заболевания.
Врожденные патологии появляются с первых минут жизни. Они связаны с недоразвитием мозжечка или одного из его отделов. Поражение становится заметным по мере формирования моторных навыков. Практически всегда появляется атаксия.
[attention type=yellow]Наследственные проблемы связаныс дефектом генов. Они передаются от родителей по аутосомно-доминантному и
[/attention]аутосомно-рецессивному типу. Среди этих патологий можно выделить:
- Атаксия Фридрейха;
- Атаксия-телеангиоэктазия;
- Атаксия с дефицитом витамина Е;
- Абеталипопротеинемия.
Одним из видов атаксий являются спиноцеребеллярные нарушения. Они включают в себя целый комплекс заболеваний с наследственным механизмом передачи. Помимо основных симптомов доминируют нарушения ходьбы, тонуса, координации.
Приобретенные болезни мозжечка возникают в результате нарушения кровообращения в органе, перенесенных вирусных и бактериальных инфекций. Токсическое воздействие алкоголя, солей тяжелых металлов, лития, противосудорожных препаратов также приводит к проблемам церебеллума. Атрофические явления в органе появляются от недостатка витамина Е и В12, при гипотирозе.
В мозжечке развиваютсяопухоли. Они проявляются симптомами сдавления и нарушения координации. Чаще
всего развиваются астроцитомы и медулобластомы.
Пальце-пальцевая проба
Сидящий перед врачом испытуемый держит руки на своих коленях. Врач держит руки над руками испытуемого, указательные пальцы врача выставлены вперед. Испытуемый, поднимая с колен руки, с открытыми глазами старается дотронуться своими указательными пальцами указательных пальцев врача. Затем это же движение испытуемый выполняет с закрытыми глазами.
Поражение
мозжечка у детей
Характерные
мозжечковые признаки перечислим ниже.
- Атаксия статическая;
- Атаксия локомоторная;
- Нистагм;
- Скандированная речь;
- Интенционное дрожание;
- Адиадохокинез;
- Дисметрия;
- Гипотония мышц;
- Дисметрия;
- Промахивание;
- Мегалография;
- Асинергия;
- Шаткая походка.
Эти симптомы невсегда проявляются при поражении мозжечка. А также клиника напоминаетрасстройства экстрапирамидной системы. Поэтому следует подробно рассказать о
каждом признаке.
Мозжечковаянедостаточность у детей – это нормальное состояние, которое формируется впервый год жизни новорожденного. Она характеризуется шаткой неустойчивойпоходкой, частыми падениями, нарушенной координацией. При взрослении движения
становятся более четкими и точными. А количество падений сокращается к 2 годам.
Если симптомыатаксии не проходят к 2-3 годам, это повод обратиться к врачу неврологу. Малышпри этом отстает в психическом и моторном развитии. У него отсутствуют навыки,характерные для ровесников. Мозжечковая недостаточность формируется врезультате наследственных или врожденных заболеваний, при ишемии в родах и при
перенесенной нейроинфекции.
Увеличенныймозжечок у ребенка появляется в результате активного роста опухоли. При этомнаблюдаются и другие симптомы атаксии. В норме размер малого мозга не должен
превышать указанных для визуализации норм.
Испытание устойчивости в позе Ромберга
Испытуемый стоит, плотно сомкнув носки и пятки, обе руки вытянуты вперед, пальцы растопырены, глаза сначала открыты, затем закрыты. При выключении зрительного контроля определения положения тела в пространстве перераздраженный лабиринт будет направлять неодинаковые импульсы к скелетной мускулатуре, и это приводит к характерным изменениям положения тела.
В случае перераздражения правого лабиринта руки испытуемого и его туловище будут отклоняться влево, он может занять позу “дискобола”.
Искусственная нагрузка на лабиринт. Калорическая проба
Принцип калорической пробы основан на физическом свойстве молекул жидкости перемещаться вверх или вниз под влиянием согревания или охлаждения данной жидкости. Например, при исследовании латерального полукружного канала необходимо придать голове испытуемого такое положение, чтобы ампула этого канала была вверху по отношению к гладкому концу канала.
В первом случае нистагм возникнет в сторону испытуемого уха, во втором — в сторону противоположного уха, поэтому для проведения калорической пробы необходимо запрокинуть голову испытуемого назад (для исследования латерального полукружного канала), наклонить голову к противоположному от испытуемого уха плечу (для исследования заднего полукружного канала).
Жидкостью, вызывающей охлаждение или согревание эндолимфы, может быть вода, вводимая в наружный слуховой проход (холодная — ниже температуры тела, горячая — выше). Обычно используют заведомо холодную и горячую жидкость температуры 30—44 °С. Жидкость в количестве 100 мл вводят по задневерхней стенке обычно в течение 20 с.
Механизм возникновения поствращательного нистагма:
П — правый лабиринт; Л — левый лабиринт
Вращательная проба
Эта проба вызывает более резкую нагрузку на лабиринт. На специальном кресле с ручным или электрическим приводом вращают испытуемого с такой скоростью, чтобы кресло сделало 10 оборотов в течение 20 с. Затем резко останавливают кресло, что влечет за собой толчок эндолимфы в одном лабиринте в сторону преддверия, в другом — от преддверия к гладкому концу канала.
Регистрируются “поствращательный” нистагм, который характеризуется направлением (вправо, влево), степенью (I—III), скоростью (быстрый, медленный), амплитудой (мелко-, средне- и крупноразмашистый), временем, в течение которого он наблюдается, а также отклонение туловища, вегетативные реакции, которые сопровождают нистагм.
Исследуемый сидит в стуле с поручнями, голова наклонена книзу на 30° так, чтобы латеральные полукружные каналы с обеих сторон находились в плоскости вращения. Кресло начинают вращать справа налево. В начале движения эндолимфа в правом канале “оттекает” из ампулы и увлекает за собой прозрачный купол, также отклонив его в сторону гладкого конца латерального полукружного канала.
Фиксируемый в этот момент нистагм направлен в сторону левого уха, так как в левом ухе толчок эндолимфы направлен к ампуле, а в правом — от ампулы. По законам, сформулированным Эвальдом (1892), следует, что быстрый компонент нистагма бывает направлен в ту сторону, где эндолимфа движется к преддверию (ампулофугально).
Отток эндолимфы от преддверия вызывает нистагм в противоположную сторону (ампулопетально).
Если после 10 равномерных вращений кресла резко остановить его движение и попросить исследуемого выпрямиться и наблюдать за указательным пальцем врача, то можно видеть подергивание глазных яблок вправо.
Это происходит потому, что эндолимфа в правом лабиринте, набрав скорость движения после остановки кресла, по инерции будет продолжать движение в правом ухе в сторону ампулы, а в левом ухе — от ампулы. Наблюдаются суммирование реакций, поствращательный нистагм вправо.
Механизм возникновения фистульного нистагма[attention type=red]
Через 5 мин отдыха проводится вращение слева направо, и нистагм будет направлен влево. Симметричность или асимметричность реакций по всем показателям даст возможность судить о функциональном состоянии (угнетение или перевозбуждение) каждого лабиринта.
[/attention]О степени реактивности каждого лабиринта свидетельствуют также выраженность вегетативных реакций, жалобы на потливость, тошноту, ощущение головокружения, степень отклонения головы и туловища в сторону медленного компонента нистагма.
Фистульная проба
У больных вследствие деструктивного процесса костной капсулы лабиринта возникают условия, когда протирание уха или усиление давления воздуха в наружном слуховом проходе и барабанной полости сопровождаются давлением на перепончатый лабиринт. Это встречается при разрушении латерального, самого наружного по отношению к среднему уху, канала.
Сгущая или разрежая воздух в наружном слуховом проходе с помощью резинового баллона и оливы, закрывающей слуховой проход, можно вызвать нистагм: при нагнетании воздуха — в сторону исследуемого уха, при отсасывании — в сторону противоположного уха. Это обусловлено также движением эндолимфы (как в опыте Эвальда).
Ю.М. Овчинников, В.П. Гамов
Опубликовал Константин Моканов
Источник: https://nevrolog-info.ru/paltsenosovaya-proba/
Пальценосовая проба – Ваш Недуг
Как известно, термином «тонус» обозначают состояние длительного укорочения или напряжения мышц, которое возникает и поддерживается рефлекторно и отличается малой утомляемостью и большой экономичностью (Е. К. Жуков). Наиболее простой пробой для определения тонуса мышц является наблюдение за состоянием вытянутых рук при закрытых глазах.
При этом опускание правой и левой руки должно происходить более или менее равномерно.
Водак и Фишер указали, что если произвести раздражение вестибулярного аппарата, то в одной руке появится ощущение тяжести и она опустится вниз, тогда как другая рука поднимется вверх; для пробы Водак—Фишера характерно непостоянство результатов, так как мышечный тонус зависит от ряда других экстралабиринтных факторов.
Поэтому исследование нарушения мышечного тонуса в практических целях пока не имеет широкого распространения.
Пальце-носовая проба
Если предложить здоровому человеку при закрытых глазах коснуться указательным пальцем кончика носа, то он выполнит это задание безошибочно; столь же безошибочно осуществляется так называемая указательная проба, которая состоит в том, что яри закрытых глазах обследуемый безошибочно попадает указательным пальцем в палец врача, причем это движение одинаково легко происходит в горизонтальном или вертикальном направлении.
Эти пробы имеют значение для определения состояния функции лабиринта, так как в случае ее нарушения наступает отчетливое извращение данных проб.
Степень промахивания может быть измерена путем отсчета делений, нанесенных на линейку, расположенную перед больным (Барани); деления линейки отстоят друг от друга на расстоянии 5 см.
Различают спонтанное и реактивное промахивание; реактивное промахивание, наступающее после раздражения лабиринта, направлено в сторопу медленного компонента нистагма; если же имеется нарушение преддверно-мозжечкового пути, то указанное направление реактивного промахивания изменяется; при заболеваниях лабиринта, мозжечка может наблюдаться спонтанное промахивание.
Калорическая проба
Эта проба широко применяется для исследования функции ушного лабиринта. Впервые она была предложена в 1904 г. Барани, хотя и до этого было известно, что после вливания в слуховой проход 10—15 мл холодной (температуры 17—18°) воды может возникнуть головокружение, рвота, неуверенная походка.
Реакция на калоризацию состоит в том, что при охлаждении, например, правого наружного слухового прохода через некоторый период времени (латентный период), возникает лабиринтный нистагм, быстрый компонент которого направлен влево, а медленный— вправо; если после калоризации холодной водой предложить исследуемому коснуться указательным пальцем правой руки кончика носа, то будет промахивание вправо, т. е. в сторону медленного компонента нистагма.
Если же в правый слуховой проход вливать горячую воду (температуры 38—40°), то быстрый компонент лабиринтного нистагма будет направлен вправо, а медленный компонент—влево; промахивание после калоризации правого уха горячей водой будет происходить влево. Таким образом, независимо от того, производится ли калорическая реакция холодной или теплой водой, промахивание наступает в сторону медленного компонента нистагма.
Различают два варианта калорической пробы: 1) применение большого количества (80—100 мл) воды, 2) вливание небольшого количества (5 мл) воды—способ Кобрака (Kobrak). Техника получения калорического нистагма при использовании большого количества воды состоит в следующем.
При помощи отокалориметра Брюшшгса или ушного шприца емкостью 80—100 мл, который наполняют кипяченой водой температуры 17—18°, после оттягивания ушной раковины исследуемого кверху и кзади для того, чтобы выпрямить слуховой проход, медленно вливают воду по задней стенке слухового прохода; вода стекает в почкообразный тазик, который исследуемый держит у ушной раковины.
Критерием степени возбудимости ушного лабиринта при калорической реакции служит количество воды, потребовавшееся для получения нистагма, и продолжительность последнего, а также длительность латентного периода; у большинства здоровых людей для получения калорического нистагма требуется 60—70 мл воды температуры 17—18°; однако колебания могут наблюдаться в довольно больших пределах (например, от 20 до 300 мл). Длительность нистагма обычно 50—60 секунд.
– Также рекомендуем “Особенности калорической пробы. Оценка результатов калорической пробы”
Оглавление темы “Оценка вестибулярного аппарата”: 1. Сосудодвигательные реакции. Кожно-гальванический рефлекс 2. Условнорефлекторные реакции для определения слуха. Слуховые условные рефлексы 3. Игровая аудиометрия. Техника игровой аудиометрии у детей 4. Исследование вестибулярного аппарата. Прессорная проба 5.
Оценка гальванического нистагма. Оценка калорической и вращательной пробы 6. Установочный нистагм. Спонтанный нистагм 7. Характеристика спонтанного нистагма. Исследование походки пациента 8. Исследование тонуса мышц и пальце-носовая проба. Техника калорической пробы 9. Особенности калорической пробы.
Оценка результатов калорической пробы
10. Значимость калоризация по Кобраку. Оценка калоризации по Кобраку
Источник: //meduniver.com/Medical/profilaktika/1010.html
Пальценосовая проба для оценки координации движений и их нарушений. Пальценосовая проба в норме, положительная с интенцией, атаксия и симптом узды
Методика взятия этой пробы достаточно проста. Невропатолог попросит пациента, сидя или стоя, выполнить два действия:
- Соткрытыми глазами поднести указательный палец любой руки к кончику своего носа. Скорее всего, это будет довольно просто сделать и не составит особого труда.
- Теперь нужно проделать то же самое, но уже с закрытыми глазами. И вот для некоторых, это становится настоящей трудностью.
Если не получилось найти точку соприкосновения между пальцем и носом, то это говорит о некоторых проблемах со здоровьем.
Этиология и патогенез полиневропатий
В основе полиневропатии лежат обменные (дисметаболические), механические, токсические и ишемические факторы, которые провоцируют однотипные морфологические изменения миелиновой оболочки, соединительнотканного интерстиция и осевого цилиндра. Если в патологический процесс помимо периферических нервов включаются также корешки спинного мозга, в таком случае болезнь называют полирадикулоневропатией.
Спровоцировать полиневропатую могут нообразные интоксикации: свинец, таллий, ртуть, мышьяк и алкоголь. Медикаментозные полиневропатии возникают в случае лечения антибиотиками, висмутом, эметином, солями золота, изониазидом, сульфаниламидами, мепробаматом. Причины полиневропатий могут быть различными:
- диффузные патологии соединительной ткани;
- криоглобулинемии;
- авитаминоз;
- васкулиты;
- вирусные и бактериальные инфекции;
- злокачественные новообразования (лимфогранулематоз, рак, лейкозы);
- заболевания внутренних органов (почек, печени, поджелудочной железы);
- болезни эндокринных желез (гипер- и гипотиреоз, диабет, гиперкортицизм);
- генетические дефекты ферментов (порфирия).
Для полиневропатии характерно два патологических процесса — демиелинизация нервного волокна и поражение аксона. Аксональные полиневропатии возникают из-за проблем с транспортной функции осевого цилиндра, что приводит к расстройству нормального функционирования мышечных и нервных клеток. Из-за нарушений трофической функции аксона происходят денервационные изменения в мышцах.
Для процесса демиелинизации свойственно нарушение сальтаторного проведения нервного импульса. Эта патология проявляется мышечной слабостью и снижением сухожильных рефлексов. Демиелинизацию нервов может спровоцировать аутоиммунная агрессия, которая сопровождается образованием антител к компонентам белка периферического миелина, воздействием экзотоксинов, генетическими нарушениями.
Диагностика
Вероятными ранними критериями ПНП являются начало после 40-летнего возраста, прогрессирующий характер, парез горизонтального взора, выраженная постуральная неустойчивость с эпизодами падений. Постановка достоверного диагноза возможна при наличии гистологически подтверждённых патогномоничных для ПНП изменений в тканях мозга. Перечень необходимых диагностических исследований включает:
- Осмотр невролога . В неврологическом статусе ведущим синдромом является симметричная олигобрадикинезия. Наблюдается гипомимия, ретроколлис (патологическая установка шеи), парез вертикального взора, симптомы орального автоматизма, повышение сухожильных рефлексов. Выражена постуральная неустойчивость.
- Нейропсихологическое тестирование. Проводится психиатром, нейропсихологом с использованием специальных тестов, заданий (шкалы MMSE, MоCА, теста рисования часов). Требуется для оценки наличия и степени выраженности когнитивного снижения. Надъядерный паралич проявляется замедленным мышлением, быстрой истощаемостью, умеренной выраженностью интеллектуальных нарушений.
- МРТ головного мозга . Выявляет расширение III желудочка, атрофические изменения среднего мозга, базальных ганглиев, премоторных зон лобной коры и височных областей. Позволяет исключить внутримозговую опухоль, энцефалит, рассеянный склероз, инсульт.
- Оценку церебральной гемодинамики. Данные о кровоснабжении мозга могут быть получены путём дуплексного сканирования, УЗДГ, МРТ сосудов. Необходимы для исключения дисциркуляторной энцефалопатии, сосудистого паркинсонизма, сосудистой деменции.
Дифференциальная диагностика осуществляется с болезнью Паркинсона, вторичным паркинсонизмом травматической, инфекционной, токсической, сосудистой этиологии, деменциями альцгеймеровского типа, поздней формой нейроакантоцитоза.
От классической болезни Паркинсона надъядерный паралич отличается симметричностью паркинсонизма с момента его появления, быстрым развитием когнитивных расстройств, офтальмоплегией, ретроколлисом, выраженной атаксией, малым эффектом дофаминергической терапии.
Достоверно дифференцировать прогрессирующий надъядерный паралич от прочих таупатий можно по особенностям патоморфологических изменений.
Очаговые неврологические симптомы
Очаговые неврологические симптомы проявляются возникновением следующих нарушений: двигательных (парезы, параличи); речевых (афазия, дизартрия); чувствительных (гипестезия); координаторных (атаксия, абазия, астазия); зрительных (амавроз, гемианопсии, скотомы); высших психических функций и памяти (фиксационная или транзиторная глобальная амнезия, дезориентированность во времени).
Для выявления очаговой неврологической симптоматики на догоспитальном этапе необходимо, прежде всего, использовать алгоритм FAST-теста, а при невозможности его проведения или получении неубедительных результатов обязательно дополнять оценкой других составляющих неврологического статуса.
FAST-тест состоит из четырех элементов.
- Face (лицо) — просят пациента улыбнуться или показать зубы. При инсульте происходит заметная асимметрия лица — угол рта с одной стороны опущен.
- Arm (рука) — просят пациента поднять и удерживать обе руки на 90° в положении сидя и на 45° в положении лежа. При инсульте одна из рук опускается.
- Speech (речь) — просят пациента сказать простую фразу. При инсульте не получается четко выговорить слова, либо речь отсутствует.
- Time (время) — чем раньше будет оказана помощь, тем больше шансов на восстановление.
Фундаментом для постановки правильного диагноза ОНМК является последовательное изучение неврологического статуса.
Речевые нарушения: дизартрия — расстройство артикуляции, при котором пациент нечетко произносит слова. При этом у человека возникает ощущение, что у него как бы «каша во рту».
Афазия — нарушение, при котором утрачивается возможность пользоваться словами для общения с окружающими при сохраненной функции артикуляционного аппарата и слуха. Наиболее часто встречаются сенсорная (непонимание обращенной речи), моторная (невозможность говорить при сохраненном понимании обращенной речи) и сенсомоторная афазия (непонимание обращенной речи и невозможность говорить).
Из зрительных нарушений при инсульте возможно появление различных видов гемианопсии. Гемианопсия — это частичное выпадение одной половины поля зрения. Иногда (при поражении затылочной доли) гемианопсия может быть единственным симптомом ОНМК.
Ориентировочно гемианопсию можно подтвердить пробой с делением полотенца. Врач располагается напротив больного и горизонтально натягивает полотенце (бинт) длиной около 80 см двумя руками. Больной фиксирует свой взгляд в одной точке и показывает, где он видит середину полотенца. На стороне гемианопсии остается более длинный конец полотенца.
Зрачки: обращают внимание на ширину и симметричность зрачков, их реакцию на свет. Разная величина зрачков (анизокория) является грозным симптомом, возникающим, как правило, при поражении ствола головного мозга.
Глазодвигательные нарушения: оценивают положение глазных яблок и объем их движений. Просят больного следить глазами, не поворачивая голову, за движущимся в горизонтальной и вертикальной плоскости предметом.
Источник: //pro-acne.ru/nevralgiya/paltsenosovaya-proba-v-norme-polozhitelnaya-s-intentsiej-ataksiya-i-simptom-uzdy.html
Источник: https://vashnedug.ru/palczenosovaya-proba.html
Пальценосовая проба для оценки координации движений и их нарушений. Пальценосовая проба в норме, положительная с интенцией, атаксия и симптом узды
Методика взятия этой пробы достаточно проста. Невропатолог попросит пациента, сидя или стоя, выполнить два действия:
- Соткрытыми глазами поднести указательный палец любой руки к кончику своего носа. Скорее всего, это будет довольно просто сделать и не составит особого труда.
- Теперь нужно проделать то же самое, но уже с закрытыми глазами. И вот для некоторых, это становится настоящей трудностью.
Если не получилось найти точку соприкосновения между пальцем и носом, то это говорит о некоторых проблемах со здоровьем.
Пальценосовая проба в норме, положительная с интенцией, атаксия и симптом узды
Человеку свойственно изучать этот мир, включаться сознанием во многие процессы, чтобы понять суть вещей. Интенция – феномен «внимания» ума направленный на вымышленный или реальный объект познания. Термин широко используется в психологии, философии, социологии, религии.
Интенция в психологии
Психология – наука, вышедшая из философии и продолжающая делить с ней многие основополагающие понятия. Интенция в психологии — это психический феномен направленности или фокусировки сознания на тот или иной предмет.
Изучая внешнюю реальность, человек соотносит это со своими внутренними переживаниями и представлениями выстраивая цепочку взаимосвязей с миром. Франц Бретано, австрийский психолог и философ XIX в.
исследуя феномен интенции, выделил следующие моменты:
- Сознание всегда предметно и имеет отношение к любым вещам реальным или воображаемым.
- Осмысление предмета происходит на эмоциональном уровне, в виде воспоминания субъективного знания об объекте с реальным опытом, и сопоставлении с общепринятыми аксиомами.
- Вывод: внутреннее восприятие человеком явления или предмета более истинно, чем внешнее, основанное на мнении многих.
Что такое интенция и ее вариации
По значению определения – побуждение, нацеленность, задача есть главная характерная специфика человеческого восприятия фиксироваться на одном направлении параметра и/или деяния.При этом не имеет значения степень реальности этого объекта или действия. Сценарием интеграции побуждения станет стремление, выверенный замысел планомерных действий по его свершению.
Существуют три типа этого явления:
- Парадоксальная.
- Коммуникативная.
- Диалогическая (или речевая).
Предлагаем рассмотреть эти три типа. Чтобы разобраться с каждым из них, вначале познакомимся с общим психологическим значением логоса, упоминаемом и анализируемом в тексте.
Психологическая трактовка этого термина подразумевает один из методов логотерапии. Это направление создал Виктор Франкл и при его использовании человеком проигрываются фобии и неврозы через соответствующие напряженные критические моменты жизни.
Франкл предлагал людям идти на свой страх. Каким образом? Не так, что, типа, вот ну там ломает свою боязнь, а наоборот, приглашайте в гости. Говорите — как бы — “Ну давай. Я посмотрю на тебя и на что ты способен. Давай! Покажи мне насколько ты сильный”.
Существуют и другие техники. Например, техника волна, когда человеку просто предлагаю уйти из дома и одному в спокойной обстановке вызвать у себя фобию. Пригласите в эту ситуацию свой страх: “ Давай приходи, давай!”. И спокойно проанализировать природу возникшего страха.
[attention type=green]Для чего это делается? Именно для того чтобы в механизме отслеживания за своим состоянием можно было спокойно проследить эмоции.
[/attention]Ведь переживания не несут опасности и за ними можно наблюдать, как бы, со стороны. Не причиняя себе морального и/или эмоционального вреда. После прохождения эмоционального пика нужно расслабиться.
Можно для этого использовать дыхательные техники или пешую прогулку спокойным шагом по тихим местам.
Таким образом, устремленность в психологии представлена опосредованным методом разрешения кризисных психологических состояний.
Интенциональность в философии
Что такое интенция в философии? Термин зародился в схоластике – средневековой философской школе. Фома Аквинский считал, что предмет не может быть познан без активного в него вмешательства.
Интенция и выбор, то чем руководствуется сознание человека и в этом есть свободный нравственный акт воли. Немецкий философ М. Хайдеггер включил в феномен интенции понятие «забота», полагая, что человека заботит его бытие. Другой немецкий философ Э.
Гуссерль продолжил исследования интенции и интенциональности, как свойства сознания опираясь на работы Ф. Бретана, привнес новые смыслы:
- За процесс познания предмета отвечает сердце. В момент тревоги сердце направляет внимание сознания на объект вызывающий тревожное чувство.
- Предмет изучения «не существует», пока не произошло созерцание объекта или направления на него внимания.
Основные принципы
Согласно логотерапии, человеческая жизнь приобретает смысл лишь в трёх случаях.
1. Деятельность, творчество, созидание
Когда человек реализует свой потенциал, желая оставить после себя след или просто безвозмездно помочь другим. Он становится деятельным. У него появляется мотивация: закончить картину, добиться карьерного роста, спасти как можно большее количество бездомных животных и т. д.
Добившись цели, он ставит перед собой новую и начинает всё заново. Такая направленность во внешний мир не оставляет места для утрирования собственных проблем. Они решаются сами по себе, с течением времени, когда приходит необходимость.
2. Новый опыт, новые ощущения, новые знакомства
То же самое происходит с людьми, которые постоянно обогащаются чем-то новым. Они хотят прочитать как можно больше книг, посетить как можно больше мест, попробовать экстремальные виды спорта. Сюда же относятся любовь, дружба, семья, когда чья-то жизнь становится важнее собственной.
С одной стороны, это делается для удовлетворения личных потребностей, но способы реализации всё равно лежат вне человека и направлены в окружающий мир. Это не даёт зацикливаться на своих внутренних конфликтах и противоречиях.
3. Страдания — путь к переосмыслению
Если два первых пути к обретению смысла жизни не даются человеку, лишь в этом случае логотерапия разрешает обратиться внутрь себя. На личные проблемы необходимо взглянуть как бы со стороны и подвергнуть их логическому анализу. А есть ли смысл в собственных страданиях? К чему они приведут? Ответы на эти вопросы становятся началом переосмысления жизненных ценностей.
Парадоксальная интенция
Виктор Франкл – выдающийся австрийский психолог, прошедший через ужасы нацистского концлагеря, как никто другой с успехом лечил различного рода фобии.
Логотерапия – направление экзистенциального психоанализа, основанное Франклом включал в себя действенные методики по работе со страхами. Парадоксальная интенция — это метод, имеющий в своей основе противоречивое послание или намерение относительно фобии.
Пациенту, испытывающему страх предлагалось захотеть того, чего он так сильно боится – ситуация отрабатывается до закрепления стойкого избавления от тревожных чувств.
Основные понятия
Суть логотерапии
Свобода воли — возможность делать выбор, не ограниченный обстоятельствами.
Воля к смыслу — первичная мотивация человека. А вовсе не физическое удовольствие, согласно идеям Фрейда.
Смысл жизни — конечная цель существования человека как биологического вида и индивидуума, ключевое понятие в логотерапии для становления духовно-нравственного облика личности.
Трудные случаи
Фрустрация — когда человек сомневается в выборе и расстановке приоритетов (согласно логотерапии, не является психическим заболеванием).
[attention type=yellow]Экзистенциальный вакуум — потеря смысла жизни, апатия, безучастность, часто наступает после фрустрации.
[/attention]Ноогенный невроз — следствие экзистенциального вакуума. Клинический диагноз. Становится причиной депрессий, наркомании, алкоголизма, неуправляемой агрессии, суицидальных навязчивых мыслей.
Методики
Логоанализ (инвентаризация) — объективный взгляд со стороны на все аспекты собственной личности.
Парадоксальная интенция — противоречивая попытка сделать то, чего больше всего боишься.
Дерефлексия — переключение внимания с самого себя на окружающей мир.
Источник: https://miss-runet.ru/stress/intenciya-eto-v-nevrologii.html