Постнатальная патология это

04. Причины отклонений в развитии – Челябинский центр интегративной психологии и парапсихологии «Пси-синтез»

Постнатальная патология это
Вряд ли может вызывать возражение мысль о том, что любое нарушение в развитии имеет свою причину. Другое дело, что сама эта причина может оставаться неизвестной или не до конца понятой. Но то, что она существует, — не подлежит сомнению.

Положение о причинной обусловленности отклонений в развитии, выглядящее банально, крайне контрастирует со сложнейшим процессом поиска этих причин.

Познание причин и механизмов нарушенного развития представляет собой ключевой момент предупреждения и лечения самых разнообразных вариантов отклонений в развитии у детей.

Для психолога знание причин нарушений в развитии имеет несколько иной смысл, чем для клинициста, и, прежде всего, в плане просветительской и профилактической работы, а также, в ряде случаев, в определении прогноза.

Круг патогенных причин весьма широк и разнообразен, в их числе:

  • Патология наследственного аппарата;
  • Неблагоприятное протекание беременности:
    • токсикозы,
    • инфекционные и вирусные заболевания матери,
    • сердечно-сосудистая и эндокринная патология,
    • иммунологическая несовместимостькрови матери и плода и др.Не последняя роль в причинной обусловленности:
    • термический фактор (перегревание и переохлаждение),
    • стрессовые состояния во время беременности,
    • радиация,
    • неконтролируемое применение лекарственных препаратов,
    • использование алкоголя, табака и наркотиков.

В период родов тяжелыми по своим последствиям могут быть:
В постнатальный период, как и в раннем детстве в целом:

  • многообразные инфекционные и вирусные заболевания,
  • наряду с черепно-мозговыми травмами,могут стать причиной разнообразных нарушений в развитии.

 Социально-психологические патогенные факторы

Биологические по природе патогенные факторы не исчерпывают собой круг причин отклонений в развитии.

Не менее разнообразны и опасны социально-психологические факторы, к числу которых можно отнести:

  • отрыв ребенка от матери или лиц ее заменяющих,
  • недостаток эмоционального тепла,
  • бедную в сенсорном отношении среду,
  • неправильное воспитание,
  • бездушное и жестокое отношение и пр.

Во многих случаях приходится говорить об одновременном действии как неблагоприятных биологических, так и социально-психологических факторов, что существенно усугубляет нарушения в развитии ребенка.

 Связь между патогенным фактором и нарушением в развитии

Для психолога важны знания:

  • не только причин возникающих нарушений в развитии,
  • но и некоторых закономерностей действия этих причин.

Прежде всего, следует подчеркнуть, что

  • одна и та же причина способна приводитьк разным вариантам нарушений в развитии. Вместе с тем,
  • разные патогенные факторы могут статьпричиной одного и того же нарушения.

Сказанное означает, что связь между

  • патогенным фактором (причиной) и
  • нарушением в развитии (следствием)носит не прямой, а опосредованный характер.

Чем может быть опосредована эта связь?

  1. Прежде всего — фактором
    локализации патогенного воздействия
    ,т. е. тем, какие структуры организма и,прежде всего, центральной нервной системы,оказались наиболее подвержены вредоносному воздействию.
  2. Другим не менее значимым фактором,от которого во многом зависит конечный эффект, можно считать

    силу патогенного воздействия и его повторяемость.

  3. Следующим опосредующим фактором
    можно назвать фактор экспозиции,
    т. е. длительности действия патогенного воздействия.
  4. Особая роль принадлежит возрастному фактору,
    т. е. конкретному возрасту ребенка.Клинические исследования свидетельствуют о том,что чем младше ребенок, тем тяжелее последствияодного и того же заболевания.
  5. И, наконец, не менее важное значение имеет фактор,
    который условно можно назвать «компенсаторным»,
    т. е. те ответные меры, которыми организм реагирует
    на факт неблагоприятного воздействия
    .При прочих равных условиях сила ответных реакций индивидаво многом будет определять конечный эффектот патогенного воздействия.
  6. Кроме перечисленных опосредующих факторов,
    следует указать фактор своевременности и
    квалифицированности оказанной ребенку помощи
    ,
    в том числе и психолого-педагогической.

В результате получается весьма сложная картина: исходный патогенный агент приводит к определенному типу отклонения в зависимости от различной комбинации описанных опосредующих факторов. Такой тип связи и обозначается как опосредованный. От характера опосредования зависит

  • не только конечный результат (тип отклонения в развитии),
  • но и время его проявления.
  1. В одних случаях патогенное воздействие оказывает свое влияние
    почти сразу на соответствующем этапе возрастного развития,
  2. в других оно может оказаться отсроченным, т. е.
    отделенным, иногда весьма значительным интервалом времени.

Но этим сложность проблемы причинности нарушений в психическом развитии не ограничивается. Исходный патогенный фактор, действуя через систему опосредования, в конечном счете, НЕ сам по себе приводит к отклонению в развитии. В результате этого воздействия формируются так называемые анатомо-физиологические предпосылки отклонений в развитии.

Они представляют собой относительно устойчивые, резидуальные нарушения органического и функционального характера, выступающие в качестве непосредственной причины отклоняющегося развития.

Подобная цепь причинно-следственных связей четко вписывается в идею В. В.

Ковалева, по мысли которого психический дизонтогенез можно рассматривать лишь как сторону или следствие процесса общего дизонтогенеза ребенка.

Источник: https://www.sites.google.com/site/psisintez/Correctional/Sorokin-Kokorenko/04

Гипотрофия | Симптомы | Диагностика | Лечение – DocDoc.ru

Постнатальная патология это

Гипотрофия – это дефицит массы тела, который обусловлен нарушением либо некачественным поступлением питательных веществ в организм плода (ребенка). В педиатрии данную патологию рассматривают как вид дистрофии.

Наиболее часто гипотрофия диагностируется в период внутриутробного развития и в первые три года жизни. Распространенность болезни в разных странах мира колеблется от 2 до 30% – многое зависит от социальных и экономических условий.

Диагноз гипотрофии ставят, если отставание в массе более чем 10% по сравнению с установленной возрастной нормой. Заболевание нельзя назвать безобидным – оно чревато нарушениями обменных процессов, отставанием в речевом и психомоторном развитии, снижением иммунитета.

Классификация

По времени возникновения гипотрофия у детей бывает:

  • Врожденной (пренатальной). Развивается во время беременности. В основе проблемы – нарушение маточно-плацентарного кровообращения. Как результат, наблюдается гипоксия плода, замедляются трофические процессы. Диагностируется задержка внутриутробного развития.
  • Постнатальной (приобретенной). В механизме развития приобретенной гипотрофии лежит белково-энергетический дефицит из-за недостаточного питания, некачественного переваривания пищи/всасывания питательных веществ. Энергетические затраты растущего организма не могут компенсироваться пищей.
  • Смешанной. Представляет собой совокупность неблагоприятных факторов, действующих на организм плода во внутриутробном периоде, и негативных инфекционных/алиментарных/социальных воздействий после рождения.

По выраженности нехватки массы тела выделяют три степени гипотрофии у новорожденных и детей раннего возраста:

  • I (легкая). Гипотрофия 1 степени у новорожденных характеризуется отставанием в весе от 10 до 20% (если сравнивать с возрастной нормой).
  • II (средняя). При гипотрофии 2 степени у детей дефицит массы тела составляет 20-30%, рост – на 2-3 см меньше нормы.
  • III (тяжелая). При врожденной гипотрофии 3 степени у новорожденных вес снижен на 30%. Наблюдается значительное отставание в росте.

В течении гипотрофии новорожденных принято выделять четыре периода:

  • начальный;
  • прогрессирования;
  • стабилизации;
  • реконвалесценции (выздоровление).

Причины гипотрофии у плода и новорожденного

Хронические расстройства питания возникают из-за воздействия на организм плода/ребенка различных факторов. Так, внутриутробная гипотрофия плода при беременности может быть связана с:

  • гестозом, токсикозом, преждевременными родами, фетоплацентарной недостаточностью и некоторыми другими патологиями;
  • соматическими заболеваниями (пиелонефрит, сахарный диабет, пороки сердца, нефропатии, гипертония и др.);
  • курением, злоупотреблением спиртными напитками;
  • нервными переживаниями, стрессами;
  • некачественным и недостаточным питанием беременной женщины;
  • экологическими и производственными вредностями;
  • внутриутробным инфицированием и гипоксией плода.

Приобретенная гипотрофия у детей раннего возраста обычно обусловлена:

  • Экзогенными факторами, которые в свою очередь делятся на:- алиментарные (из-за недостаточного/несбалансированного питания развивается белково-энергетический дефицит);- социальные (постоянное недокармливание младенца, плохое питание кормящей матери);

    – инфекционные (кишечные инфекции, ОРВИ, туберкулез, пневмония).

    Также к группе экзогенных факторов относятся состояния, из-за которых ребенок не может нормально сосать: неправильная форма сосков, гиполактия, заячья губа и волчья пасть, родовые травмы, ДЦП, пилоростеноз, перинатальная энцефалопатия, алкогольный синдром плода и др.

  • Эндогенными факторами (хромосомные аномалии, ферментопатии, врожденные пороки развития, состояния иммунодефицита).

Симптомы гипотрофии

При гипотрофии 1 степени состояние у ребенка удовлетворительное. Его нервное и психическое развитие соответствует возрасту. Иногда может встречаться снижение аппетита. Во время осмотра маленького пациента врач наблюдает:

  • бледные кожные покровы;
  • истончение подкожно-жирового слоя в области живота;
  • снижение тургора (внутреннего гидростатического давления) тканей.

Гипотрофия 2 степени у новорожденных проявляется:

  • плохим аппетитом;
  • нарушениями активности ребенка (он либо очень возбужден, либо слишком вял);
  • отставанием в моторном развитии;
  • бледностью кожи, шелушением;
  • снижением эластичности и тургора тканей;
  • исчезновением подкожно-жирового слоя на животе, конечностях, туловище (на лице сохраняется);
  • тахикардией;
  • одышкой;
  • артериальной гипотонией.

Новорожденные и младенцы со II степенью гипотрофии склонны к таким заболеваниям, как пневмония, отит, пиелонефрит.

Гипотрофия 3 степени у детей характеризуется:

  • значительным истончением подкожно-жирового слоя (он атрофируется на всем туловище и лице);
  • отставанием в нервно-психическом развитии;
  • низким ростом;
  • отсутствием реакции на свет, боль, звук;
  • атрофией мышц.

Из-за истощения начинают западать глазные яблоки, родничок, в уголках рта образуются трещины. Отмечаются нарушения терморегуляции.

Дети с гипотрофией III степени сильно срыгивают, страдают от рвоты, поноса. У них часто диагностируются конъюнктивиты, глосситы, алопеция, кандидозный стоматит, ателектазы, рахит, анемия, застойная пневмония, брадикардия, гипотермия, гипогликемия.

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.

Диагностика гипотрофии

Выявить внутриутробную гипотрофию плода при беременности помогает УЗИ. В ходе процедуры врач измеряет размер головки плода, длину его тела и определяет предполагаемый вес. Если полученные данные не соответствуют установленным нормам (ниже них), женщину направляют на стационарное лечение.

У новорожденных гипотрофию можно диагностировать сразу после рождения. У детей раннего возраста диагноз ставит врач – педиатр в процессе динамического наблюдения за ребенком, контроля базовых антропометрических показателей (окружность головы, груди, плеча, живота, бедра, длина тела, толщина кожно-жировых складочек).

Если выявляется гипотрофия, ребенку назначают комплексное обследование, направленное на выявление причин заболевания. Выдают направления к:

Также новорожденный должен пройти:

  • ЭЭГ;
  • ЭКГ;
  • УЗИ брюшной полости;
  • ЭхоКГ.

Важны анализ кала на дисбактериоз, биохимия крови, исследование копрограммы. Полноценную диагностику можно пройти в любом современном центре педиатрии.

Лечение внутриутробной гипотрофии плода заключается в назначении беременной женщине:

  • антиагрегантной терапии (направлена на нормализацию микроциркуляции в фетоплацентарной системе);
  • бетта-миметических препаратов (расширяют спазмированные маточные артерии, позволяют устранить фетоплацентарную недостаточность);
  • метаболической терапии (витаминные препараты, ноотропы);
  • спазмолитических средств (расширяют сосуды, улучшают поступление питательных веществ к плоду).

Хороших результатов при пренатальной гипотрофии позволяет добиваться “Актовегин” – препарат, который улучшает невосприимчивость головного мозга к гипоксии и усиливает компенсаторные возможности.

Что касается лечения гипотрофии у детей, то патологию 1 степени можно лечить амбулаторно. Если же нехватка в весе составляет более 20-30%, показана плановая госпитализация. Основные мероприятия нацелены на:

  • коррекцию причин, вызвавших отставание в росте и развитии;
  • усиленное питание ребенка;
  • организацию правильного ухода;
  • устранение имеющихся метаболических нарушений.

Диетотерапия при гипотрофии у детей раннего возраста включает два этапа.

Сначала врач уточняет, хорошо ли маленький пациент переносит продукты питания, а после постепенно увеличивает калорийность и объем пищи с учетом физиологической возрастной нормы.

Ребенка кормят часто, дробными порциями. Если у него ослаблен сосательный/глотательный рефлекс, введение питательных веществ осуществляется через зонд.

Медикаментозная терапия при лечении детской гипотрофии включает прием:

  • анаболических гормонов;
  • адаптогенов;
  • витаминов;
  • ферментов.

Если ребенок находится в критическом состоянии, проводится внутривенное вливание глюкозы, витаминов, солевых растворов, белковых гидролизатов.

Чем опасна гипотрофия

Если лечение назначено грамотно, прогноз для жизни благоприятный. Однако, запущенная форма гипотрофии может привести к летальному исходу (смертность, согласно статистике, составляет в разных странах мира от 30 до 50%).

Профилактика гипотрофии

Профилактика пренатальной гипотрофии плода во время беременности состоит в:

  • соблюдении режима питания;
  • исключении негативного воздействия на плод различных факторов;
  • своевременной коррекции патологий беременности.

Профилактика гипотрофии у детей включает:

  • ежемесячные осмотры врачом-педиатром;
  • качественное питание ребенка с учетом установленных физиологических норм;
  • лечение инфекционных заболеваний;
  • рациональный уход за новорожденным;
  • своевременное введение прикорма.

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Источник: https://illness.DocDoc.ru/gipotrofija

Лечимся дома
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: